В своем блоге Павел Нестеров, владелец "Экофермы Нестеровых" в Тверской области отвечает на наиболее частые вопросы, которые задают потребители, приобретающие его продукцию. Его небольшое семейное хозяйство обеспечивает свежими мясными, молочными продуктами и овощами не только родных и близких, но и выполняет небольшие заказы жителей московского и тверского регионов, увлеченных темой органического питания.

Летом 2018 года Владимир Путин подписал Закон "Об органической продукции и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Насколько применимы его нормы к небольшим хозяйствам, к которым относите свою экоферму? (Виктория Ларина, Кимры)

О ЗАКОНЕ

Виктория, приветствую. Я ознакомился с этим законом. Он вступит в силу 1 января 2020 года. Перечислю его основные нормы, которые важны для меня, как производителя, и для вас, потребителей.

В частности, он дает определение органической продукции. Запрещает ее производство на том же оборудовании, что и обычной, а также смешивание органических и неорганических продуктов при хранении и транспортировке.

Мне показались интересными еще несколько его норм. К примеру, будет запрещено использование упаковки, потребительской и транспортной тары, которые могут привести к загрязнению органической продукции и окружающей среды. Законодатели в числе прочих запретили использование поливинилхлорида (ПВХ, используется для производства труб и оконных профилей – прим. П. Н.) для упаковки, потребительской и транспортной тары.

Также при производстве органических продуктов питания закон вводит запрет на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов – за исключением тех, которые разрешены к применению в РФ.

 "Органикам" на законодательном уровне также запретят использовать трансплантацию эмбрионов, клонирование и методы генной инженерии, генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов, а также продукцию, изготовленную с использованием генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов. Решено, что производство органической продукции также будет несовместимо с гидропонным методом выращивания растений.

В соответствии с этим Законом, будет создан Единый реестр производителей органической продукции, его будет вести в электронном виде Минсельхоз. Для доступа к реестру не нужно будет проходить авторизацию, просмотр информации на официальном сайте гарантируется без предварительной регистрации.

Право маркировать органическую продукцию специальным знаком получат те производители, которые подтвердили соответствие своей продукции требованиям, предъявляемым к экологически чистой продукции. Маркировка будет представлять из себя надпись и графический знак единого образца. Знак органической продукции единого образца должен обеспечивать возможность считывания сведений о производителе и его продукции из единого реестра производителей. Вид этого знака будет определять Минсельхоз. Если производитель будет использовать маркировку, не пройдя проверку соответствия своей продукции, он будет нести ответственность в соответствии с российским законодательством.

МОЕ МНЕНИЕ

Если говорить о Законе в целом – то, вообще-то, идея неплохая. Но для меня открытым остается вопрос: как государство собирается регулировать эти процессы? Ведь большая часть производителей – это небольшие, зачастую даже микро-хозяйства.

Еще вопрос, который волнует меня и моих коллег-фермеров: сколько будет стоить эта сертификация? Окажется ли она по карману небольшим хозяйствам? Хотя однозначно: надо отделять органическую продукцию от "химии", ибо сейчас "под дурачка" нам втюхивают всякую дрянь.

По факту, – и я готов на эту тему дискутировать – в сетевых магазинах сейчас нет "органических продуктов". Как производитель могу объяснить элементарно – с точки зрения ценообразования. "Органика" – затратная история, исходя из себестоимости, цена на нее в два, а то и в три раза выше, чем на те продукты, которые стоят на полках. Вы видели супермаркеты, где молоко стоит в разы дороже? Ну, может, в "Азбуке вкуса", в "Перекрёстке". Но здесь, я уверен, идет речь о маркетинговых уловках.

Объясню. К примеру, ряд сетей заявляют, что продают здоровое питание. Но чтобы обеспечить любую сеть каким-то продуктом, необходимо его промышленное производство в больших объемах. Значит, это уже не настоящее фермерство, в  том виде, в котором мы себе его представляем и никакого отношения к hand made не имеет.

Что же касается "Экофермы Нестеровых" – то в истории с "Законом об органических продуктах" мы, скорее, пока вне игры. Мы не ставим перед собой задачу снабдить всю Москву "органикой", везти туда свои сыры и там продавать. Мы ставим перед собой цель помочь десятку, сотне представителей среднего класса обрести привычку правильного питания. Именно поэтому организовали у себя local food chalange, и позиционируем свою ферму, как место для посещения агротуристов. Чтобы здесь они насладились живой едой, свежим воздухом, проживанием в комфортных условиях и занятиями физическими упражнениями.

комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!