Array ( [childs] => Array ( [64] => Array ( [category_id] => 64 [title] => Детское здоровье [sort_order] => 1 [status] => 1 [href] => /deti/detskoe-zdorove ) [67] => Array ( [category_id] => 67 [title] => Детский отдых [sort_order] => 2 [status] => 1 [href] => /deti/detskij-otdykh ) [65] => Array ( [category_id] => 65 [title] => Детское образование [sort_order] => 3 [status] => 1 [href] => /deti/detskoe-obrazovanie ) [66] => Array ( [category_id] => 66 [title] => Детский спорт [sort_order] => 4 [status] => 1 [href] => /deti/detskij-sport ) ) )
Детское образование 12 апреля 2018

Какой предмет лишний? Приглашаем обсудить!

Школьники
Есть такая распространенная игра в соцсетях – из ряда изображений нужно исключить одно, неподходящее по каким-либо параметрам. Огурец – из корзинки с яблоком, сливой, грушей…Портрет Эйнштейна – из галереи, в которой Шекспир, Мольер и Камоэнс…

Казалось бы – простая игра? Но не для всех. Сегодня далеко не каждый школьник вспомнит, кто такой Мольер и даже Эйнштейн. Не верите? А вспомните, как мы каждый год смеемся над очередными «ляпами» ЕГЭ :«Павел I» реабилитировал Емельяна Пугачева» или «Иван Грозный предал своих избирателей».

Конечно, забавные ошибки «из школьных сочинений» случались и раньше. Но сейчас их слишком много. Кажется, что у школьников «все смешалось» в голове – обществоведение и история, литература и физкультура. Такое смешение может быть последствием глобальной проблемы современных детей и подростков – школьной перегрузки.

Не грузи!

Медицинские специалисты провели ряд исследований в российских школах, в результате которых выяснилось, что около 40% учащихся начальной школы страдает от скрытых или явных неврозов, вызванных неумеренной загруженностью в школе. А среди старшеклассников число обладателей неврозов достигало 70 %. Кроме того, увеличилось количество детей с ослабленным зрением, заболеваниями желудка и другими патологиями, вызванными в том числе и тем, что организм не справляется с возложенным на него грузом.

Мало кто из родителей не знает сегодня, что такое – засиживаться с ребенком вечерами за домашней работой. Александра, г. Серпухов, рассказывает, что домашняя работа может стать причиной стресса не только у детей, но и у родителей: «Не понимаю, как можно в начальной школе давать задания, которые ребенок не может сделать без взрослых. По окружающему миру дочке часто задают самостоятельно находить нужные сведения в интернете. И это третий класс! А по технологии в шестом классе сыну нужно сделать салат, а мне – написать на него «рецензию». Зачем вообще нужна эта технология? Лучше бы часы отдать на более полезные предметы.»

Такие мнения достаточно часты на родительских форумах. Кто-то считает ненужными предметами пение и ИЗО, кто-то – физкультуру: «Ведь далеко не каждый ребенок сегодня выполняет нормативы, не каждый художественно или музыкально одарен».

Если бы директором был я…

… Я бы убрал из школьной программы физкультуру, музыку, ОБЖ... Так говорят многие родители. Да и учителя тоже часто считают, что нужно увеличить часы на историю – за счет физкультуры. Или на литературу – за счет ОБЖ.

Однако у педагогов «факультета ненужных вещей» свой взгляд на эти вопросы. Анна Сергеевна, преподаватель дисциплины «Мировая художественная культура» в одной из школ Подмосковья считает, что школьнику нужно учиться не только для того, чтобы сдать ЕГЭ, но и чтобы быть гармоничной личностью: «Постижение мирового культурного богатства не только делает подростка более разносторонним – но и более уверенным. Ведь способности в области музыки, пения или рисования – это еще и хороший способ показать себя окружающим, повысить свою самооценку. Просто все эти дисциплины должны быть грамотно встроены в учебный процесс. Ведь очень просто «совместить» ИЗО и историю и музыку. Выучить песню, распространенную, к примеру, в XVII столетии, нарисовать костюм той эпохи. А то и сшить его – вот вам и «Технология». Рассказать о том, как жили люди в то время – вот вам и «Основы религиозных культур». И детям такое гораздо интереснее, чем пресная подача материала».

Технология

Да, технология тоже может быть полезным предметом – ведь это не только набившее оскомину вышивание салфеток разными стежками, но и возможность на деле использовать навыки, полученные на уроках химии, физики, геометрии.

Что касается физкультуры, то психологи, например, категорически против«сокращения» этих уроков. Детский психолог Виктория Гудяева объясняет это так: «Периодически разгружать мозг в пользу физической нагрузки – это очень полезно для более эффективной мозговой деятельности. Поэтому я за то, чтобы физкультура, наоборот, была ежедневным уроком. Просто этим занятиям нужно придать еще большую игровую направленность. Не «сдавать нормативы» на оценку, а играть в волейбол, баскетбол, другие коллективные игры. Это поможет снять усталость от продолжительного сидения за столом, сформирует такие важные в жизни навыки, как умение работать в команде, добиваться собственных целей, не сдаваться перед трудностями…»

Итак, лишние для некоторых детей уроки для других могут оказаться совсем не лишними. Как же бороться со школьными перегрузками? Быть может, выход в более четком и более раннем профилировании образования – сначала весь поток идет на физкультуру, затем «лирики» – на ИЗО или музыку, а «физики» – на астрономию? А как считаете вы? Какой предмет кажется лишним в школьной программе, чтобы его отменить? И на какую дисциплину потратить освободившиеся часы? Ждем ваших откликов!

Елена Борисова

12 апреля 2018 / Вокруг Москвы
комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!