Array ( [childs] => Array ( [49] => Array ( [category_id] => 49 [title] => Праздники [sort_order] => 0 [href] => /events/prazdniki ) [50] => Array ( [category_id] => 50 [title] => Концерты [sort_order] => 0 [href] => /events/koncerty ) [51] => Array ( [category_id] => 51 [title] => Интервью [sort_order] => 0 [href] => /events/intervyu ) [52] => Array ( [category_id] => 52 [title] => Кинообзоры [sort_order] => 0 [href] => /events/kinoobzory ) [53] => Array ( [category_id] => 53 [title] => Разное [sort_order] => 0 [href] => /events/raznoe ) [34] => Array ( [category_id] => 34 [title] => Фестивали и шоу [sort_order] => 1 [href] => /events/festivali-i-shou ) [48] => Array ( [category_id] => 48 [title] => Театры [sort_order] => 2 [href] => /events/teatry ) [39] => Array ( [category_id] => 39 [title] => Спортивные [sort_order] => 16 [href] => /events/sportivnye ) [15] => Array ( [category_id] => 15 [title] => Выставки и музеи [sort_order] => 21 [href] => /events/vystavki-i-muzei ) ) [category_id] => 41 [parent_id] => 0 [title] => События [sort_order] => 24 [href] => /events )
Кинообзоры 1 марта 2018

«Кровавая барыня»: вымышленная версия реальных событий

Юлия Снигирь в роли Салтычихи

На телеканале Россия завершился показ нашумевшего 16-ти серийного телевизионного фильма «Кровавая барыня» о судьбе русской помещицы Дарьи Салтыковой – в Подмосковье на территории поселка Мосрентген до сих пор сохранилась память о ее поместье, где серийная убийца садистски замучила несколько десятков своих крепостных крестьян.

Зрители единодушны в своих отзывах о киноленте: у большинства из них искреннее недоумение вызвало практически тотальное расхождение исторической реальности и художественного вымысла.

Чтобы подтвердить или опровергнуть для себя это мнение, а также составить свое собственное, я решила еще раз прочесть то немногое, что известно о прототипе кровавой барыни – реальной «Салтычихе». Будущая «мучительница и душегубица» родилась в семье столбового дворянина Николая Автономовича Иванова и Анны Ивановны Давыдовой и имела в роду вельмож с весьма звучными фамилиями: Давыдовы, Мусины-Пушкины, Толстые… Семья Дарьи была богата, девочка росла в роскоши и ни в чем не нуждалась. По нраву была кроткой и чрезвычайно набожной, чем выделялась среди своих сверстниц.

Замуж Дарью отдали за ротмистра лейб-гвардии Конного полка Глеба Алексеевича Салтыкова – человека еще более знатного происхождения, чем она сама, которому она родила двух сыновей. Судя по всему, жизнь с мужем складывалась гладко. Как отмечают исторические источники, никаких склонностей к насилию или рукоприкладству у молодой дворянки в тот период не наблюдалось.

В 26 лет молодая женщина овдовела. И именно эта беда, вероятно, стал отправной точкой к рождению новой или «до времени спавшей» личности Дарьи Салтыковой – той самой «людоедки» и садистки.

По результатам проведенного в тот период расследования, кровавая барыня за 7 лет (со своих 26-ти до 32-х лет) загубила более ста крепостных крестьян, находившихся под ее властью. Молодая помещица собственноручно избивала прислуживающих ей девушек поленом до полусмерти, таскала за уши раскаленными щипцами для волос, обливала кипятком. Расправу над крепостной Ларионовой и вовсе можно назвать изощренной – Салтыкова вырвала ей руками все волосы на голове, затем заставила своих помощников выставить гроб с телом погибшей от побоев на мороз, а после положить ей на грудь ее же маленького ребенка, который сразу замерз…

Жалобы на Салтыкову подвластных ей крестьян периодически поступали к царствующей власти, но помещице удавалось подкупить нужных людей, так как связи ее были огромны. Крестьян возвращали обратно в имение, где Салтычиха самолично устраивала над ними кровавый суд.

Так длилось до тех пор, пока на престол не вступила Екатерина II, и двум крестьянам все же удалось прорваться к императрице. Государыня устроила расследование, Дарью Николаевну арестовали и допрашивали, но последняя ни в чем не призналась. По приказу Екатерины II Салтыкову подвергли позорному стоянию на эшафоте с надписью «Душегубица и кровопийца», а затем заточили в монастырскую тюрьму, где она провела 11 лет, а еще 19 – в храмовой пристройке, также в заточении. Почему изначальное решение императрицы о смертной казни для Салтыковой было изменено, неизвестно. Разные источники утверждают, что Екатерина Алексеевна переписывала приговор то ли четыре, то ли восемь раз. Но главное, этим процессом императрица продемонстрировала наступление новой эпохи законности – вместе со своим приходом к власти.

Северия Янушаускайте - Екатерина II

Так было на самом деле, но если говорить о сюжете снятого фильма, то к каким выводам мы можем прийти?

Конечно, создатели картины с самого начала предупреждают, что фильм снят «по мотивам биографии Дарьи Салтыковой», и это сразу говорит об отступлении от исторической правды. Подтверждает это и следующий титр: «При создании фильма авторы следовали духу, а не букве истории».

Киногероиня Дарья Салтыкова представлена в прямом смысле слова «одержимой бесами» с самого детства. Девочке видится мать, которую объявили умершей, и отец отправляет Дашу в монастырь – на целых десять лет. Она могла бы остаться там навсегда, но Николай Иванов внезапно возвращает дочь в мир, чтобы выдать замуж за племянника князей Салтыковых – не только по своей воле. Без этого не было бы той самой жанровой страшной сказки: как выясняется позже, начало убийствам крестьян положила еще мать героини, за что была посажена в тюрьму монастыря, где и влачила серые дни. Ее похороны в самом начале фильма были устроены отцом Дарьи, чтобы скрыть правду. Но тайну раскрыли князья Салтыковы: они и потребовали от отца будущей помещицы устроить брак Дарьи с их племянником Глебом, чтобы заполучить богатства семьи невесты.

Экранные Глеб и Дарья Салтыковы

Чем дальше, тем интереснее. Вырванная из монастыря, будущая кровавая барыня на балу влюбляется в другого Салтыкова, Сергея, тоже родственника князей. От этой страсти рождается единственный ребенок «кино-Дарьи», сын, которого Глеб считает своим. Подросший мальчик становится свидетелем кончины мнимого отца, а отношения Дарьи и Сергея постоянно проходят через испытания – Салтыкову выпадает честь стать приближенным Екатерины II. После вынужденной разлуки Сергей, приехавший в подмосковное Троицкое, видит перед собой совершенно иную Дарью, уже успевшую превратиться в кровавую Салтычиху, не простившую ему предательства...

В процессе просмотра я задавалась единственным вопросом: что хотел сказать всем этим режиссер?

Да, «кино-Дарья» получилась страшной и безжалостной, и при этом мы понимаем, почему. Она несчастна, нелюбима, предана отцом, и не раз. Она видела заточенной в тюрьму собственную мать и жестокость служителей церкви, лишивших ее человеческого облика… Возможно, режиссер исследует причину порока и оправдывает его, объясняя внутренней трагедией убийцы? Допустим, но совершенно не понятно, зачем для этого брать реально существовавшую личность Салтыковой и людей из ее окружения, искажая их судьбы? Почему нельзя было просто изменить имена, а дальше придумывать, что душе угодно?

С этической точки зрения это – сомнительный подход. Например, в отношении матери Дарьи Салтыковой, которая на самом деле не была никакой «душегубицей» – в отличие от своей дочери, и в отношении Глеба Салтыкова, показанного в фильме отвратительным бездушным типом.

С точки зрения художественного кино все это можно оправдать: авторы создали притягательную картину в жанре мистико-психологического триллера, едва ли не самого востребованного у зрителя – наравне с комедией и ужасами. Историческое кино тоже всегда интересно и ценно. Но снова вопрос – почему Дарья Салтыкова, а не любой выдуманный персонаж?

Если забыть про историческую подоплеку, надо отдать должное некоторым элементам художественной составляющей фильма. Достойно выглядит работа художника-постановщика, художника по костюмам, операторов и монтажеров. Общая цветовая гамма фильма выбрана тонко, в соответствии с сюжетом – пастельные или приглушенные тона подчеркивают суть экранных событий. Но заметнее всего блестящая игра Юлии Снигирь, создавшей сложный и многогранный образ обворожительной женщины, обернувшейся чудовищем. Выразительность жестов, пластика, бездонность взгляда – все это на высоте.

Режиссерская работа представляется мне спорной. С одной стороны, актерски все точно: особенно это касается детей в кадре, органичных и естественных, что в нашем кино бывает довольно редко. С другой стороны, сцена на балу сопровождается непонятной, смятенной современной музыкой – неужели именно так вырвавшаяся из монастыря Дарья воспринимает окруживший ее свет? Или это стилистическая режиссерская выходка? Как бы то ни было, на мой взгляд, она здесь совершенно ни к чему.

Садистские выходки Салтычихи режиссер демонстрирует с упоением – в кадре возникают реки крови. Пережить такие сцены сложно – зрители постоянно находятся во власти кошмара, который отпускает лишь с появлением новой пассии Дарьи Николаевны, дворянина Тютчева, но недолго – после очередного разочарования жестокость Салтычихи переходит все мыслимые границы.

Все увиденное на экране создавалось в трех городах – Москве, Ростове и Костроме: задумка потребовала от создателей фильма немалых усилий в поиске подходящих для съемок мест.

Территория поместья Салтычихи

Например, поместье Троицкое, где были совершены все убийства Салтычихи, давно уже не существует – там, где оно было, находится поселок Мосрентген. Со времен Дарьи Николаевны сохранилась лишь местная церковь Святой Троицы. Поэтому «натуру» собирали как пазлы: в Костроме снимали сцену крещения и эпизод пребывания героини в церкви. А музей «Костромская слобода» стал декорацией для съемки деревни разнуздавшейся помещицы. Экранная кровавая барыня, пожалуй, превзошла истинную Дарью Николаевну, и развязка сериала оставляет ощущение кромешного зла. Неужели мы, зрители, оказались во власти кинематографистов, выхватывающих из прошлого серийных убийц и маньяков? Что дает нам такая история, чему она учит? Сюжет о Салтычихе ужасен, но фильм, несмотря на его кровожадность, посмотрели тысячи зрителей. А раз есть спрос, то будет и предложение. Остается только гадать – кого назначат следующим историческим киногероем и в каком облике он предстанет.

Анастасия Галкина

комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!