Галерея

Канал имени Москвы: восьмое чудо света

Как ни странно, канал имени Москвы протяженностью 128 километров, строительство которого было завершено в 1937 году, изначально использовали для пополнения столицы питьевой воды, а уж во вторую очередь – для судоходства.

Вода из Волги, идущая в Белокаменную в районе Дубны, и сейчас обеспечивает более половины потребности водных ресурсов Москвы. А еще канал – это красивейшее место, где каждый участок радует глаз как с берега, так и с борта круизного теплохода.

 

Вот едешь, бывало, по дороге от Дмитрова до Дубны: высоченные березы здесь окружают трассу, красота необыкновенная. А параллельным с тобой курсом на расстоянии всего-то метров 50 плывет белоснежный теплоход или баржа, доверху груженная песком. Такое ощущение, что сам качаешься на волнах и протяни руку – дотронешься до борта судна.

 

А еще потрясающее зрелище, когда пятничным вечером выйдешь на берег канала в районе Икши, там, где его пересекает мост «третьей бетонки» возле железнодорожной станции Морозки, и видишь сияющий огнями теплоход. Звучит музыка, сидят за столиками парочки и веселые компании. И одинокая женщина, затерявшаяся на верхней палубе, машет тебе радостно рукой – то ли зовет к себе, то ли просто от избытка чувств радуется любому встречному, пусть и с удочкой в руках.

 

Круизное движение на канале имени Москвы сейчас не такое интенсивное, как в первые годы его существования, когда пассажиры запросто добирались хоть до Твери, хоть до Санкт-Петербурга (тогда еще Ленинграда) через Волго-Балтийский канал. Пароходы бегали через эту водную артерию и на Волгу вплоть до Астрахани. Время было тогда не столь быстротечно, и неделя-другая в пути не создавала особых неудобств. Тем более что помимо каюты на судне путешественнику предлагали целый комплекс дополнительных услуг – рестораны, танцевальные площадки, места для отдыха на верхних палубах.

 

Моя соседка по даче в поселке Речник-1 баба Соня вспоминает, что раньше на канале судам и баржам было не протолкнуться: «Шли по воде днем и ночью, гудели своими сиренами постоянно. Еще когда мост в Морозках не построили, была тут у нас паромная переправа, чтобы перебраться в Деденево. Так порой добрый  час приходилось ждать, пока баржи на шлюзе в Икше стояли, дожидаясь сброса воды. Сейчас поменьше стало, но нет-нет да выйду на берег, провожу корабль взглядом».

 

Шлюзы – пожалуй, основная достопримечательность канала имени Москвы. Их одиннадцать, и практический каждый является архитектурной и исторической достопримечательностью. И если решиться на речное путешествие, то помимо потрясающей природы, пейзажи которой завораживают хоть летом, хоть уже и золотой осенью, можно внимательно присмотреться к шлюзам. Некоторые из них напоминают триумфальные арки, на одном, носящем название «номер пять», установлена скульптура «Девушка, несущая корабль». В архитектуре шлюза №3 гранитные башни увенчаны моделями кораблей, напоминающих каравеллы Христофора Колумба.

 

Из более чем двухсот гидротехнических сооружений на канале наиболее грандиозным стал Северный речной порт, решение о реконструкции которого наконец-то созрело у властей. А вот на берегах самого канала поддержание технического состояния никогда и не прекращалось. Исправно работают бакены и светофоры, берега освобождают от старых или мешающих навигации деревьев, шлюзы регулируют сброс воды. Это вообще потрясающее зрелище, когда она заходит и выходит в водоотводы: мощь невероятная! Течение под мостами в эти водохранилища напоминает в такие моменты горный поток. Этим приноровились пользоваться местные рыбаки, которые здесь подлавливают судака, устремляющегося за мелкой рыбешкой в потоке.

 

Вообще рыбалка на канале – тема для отдельного обсуждения. Хищник щука держится в заливах-водоотводах, судак разбойничает на всей территории, но его наибольшая активность приходится на весну, когда нерестится уклейка. Осенью судак скатывается в Волгу, но в последние годы замечен и в заливах. Водятся лещ и плотва, так что наиболее активных рыбаков здесь можно увидеть и зимой на льду. Кстати, использование маломерных судов, моторных и весельных лодок в период судоходства на канале категорически запрещен. Допускается применение «резинок» – надувных лодок – в заливах или впадающих в канал речках, чем и пользуются местные рыбаки, чтобы принести домой вполне приличный улов.

 

А еще берега канала имени Москвы стали зоной расположения многочисленных домов отдыха, санаториев, рыболовных баз и дачных поселков. Этот участок протянулся от Клязьминского водохранилища практически до самого города Дмитрова. Места и впрямь потрясающие, их облюбовали в последние десятилетия как для размещения яхт-клубов, так и для строительства частных домов, правда, не возле самого канала, а на берегах заливов и водохранилищ.

 

До 1947 года это был канал Москва – Волга имени Сталина. В честь празднования 800-летия Москвы сам «вождь народов» переименовал его в честь столицы. Сталин, к слову, использовал канал в стратегическом плане в ноябре 1941 года, когда немцы рвались к столице с северного направления, чтобы взять город в клещи. По его приказу из канала слили воду, и он стал естественным противотанковым рвом, прорваться через который фашисты так и не смогли. Так что канал имени Москвы можно смело зачислить в защитники нашей столицы.

 

Может, назвать «восьмым чудом света» этот канал будет не совсем правильным, но его красота, архитектура, техническая оснащенность до сих пор поражают своей гармонией и совершенством. В любом случае это надо увидеть!

комментарии