Экоотдых 11 марта 2020 06:00:00

«Городская феерия» открылась в Ивановском зале РГБ

В Ивановском зале РГБ прошёл вернисаж выставки «Городская феерия. Русский плакат конца XIX — начала XX века». Больше ста шестидесяти плакатов из фондов Российской государственной библиотеки дают почувствовать дух эпохи Серебряного века и сравнить его с веком нынешним.

Открыл выставку генеральный директор РГБ Вадим Дуда. «Хорошо, что библиотека начинает задавать тон не только в библиотечной сфере», — подчеркнул Вадим Валерьевич и пригласил собравшихся осмотреть экспозицию вместе с ним. Важно, что познакомиться с плакатами, представленными на выставке, можно не только в Ивановском зале, но и в разделе «Книжные памятники» Национальной электронной библиотеки, — одного из важнейших проектов Ленинки. QR-коды на плакатах ведут на подробный рассказ о нём в НЭБ.

Руководитель проекта Наталья Самойленко, заместитель генерального директора РГБ, рассказала о том, как родилась идея выставки: «Мы захотели вместе с вами оказаться в ночном городе, среди сияющих витрин и многочисленных вывесок, перенести вас в мир мечты. Именно рекламный плакат — это то, что даёт представление о желаниях людей». Наталья Юрьевна особо отметила, что большинство из представленных на выставке плакатов демонстрируются широкой публике впервые.

Путешествие по идеальному миру с идеальными людьми, идеальными товарами и идеальной городской жизнью, — балы, бега, живые картины, всё самое лучшее, нарядное и завлекательное, — начинается с творческой лаборатории на входе в зал. В витринах — обёртки от шоколада, открытки с видами Москвы, прейскуранты. Под ними — выдвижные ящики, в которых собраны книги по рекламе — рекомендации лучших специалистов начала XX века. Куратор выставки Ольга Барковец считает, что не всегда нужно изобретать велосипед — современные специалисты по рекламе могут обратиться к решениям предшественников, живших сто лет назад. «Принципы рекламы были разработаны в конце XIX века и с тех пор не поменялись. Поменялись только носители», — говорит Ольга Исхаковна.

Конечно, специалисты по рекламе XXI века не могли пройти мимо такой уникальной возможности — познакомиться с самыми выдающимися образцами рекламы с более чем столетней историей. Валентин Смоляков, исполнительный директор Ассоциации коммуникационных агентств России, рассказал, что в рамках выставки заработает лекторий: специалисты будут говорить и о современной рекламе, и о том, как реклама развивалась, и о том, как перекликается культурный код, заложенный больше ста лет назад, с тем, что современный человек видит на рекламных поверхностях.

Что же ожидает посетителя выставки? Первый этаж отдан «Огням большого города». Здесь сразу чувствуется тот дух роскоши, веселья и праздности, о котором говорила руководитель проекта Наталья Самойленко. Концерт-бал электриков и Обычный бал-концерт лесников, «Всемирный чемпионат французской борьбы» и коррида... Здесь же — первые российские киноплакаты, такие похожие и одновременно непохожие на современные. Они призывают — остановись! Зайди! Посмотри новый фильм! Сцены на плакатах и названия сразу цепляют, не оставляя равнодушным никого: «За каждую слезу по капле крови», «Дочь Анны Карениной», «Страница чёрной книги (Кошмар наших дней)», «Если хочешь цепей и насилий, то полюби». В небольшом кинозале демонстрируются фильмы начала XX века — «Стенька Разин», отрывки из «Пиковой дамы» 1916 года и «Короля Парижа», вышедшего в 1917 году.

С фильма «Стенька Разин» (Понизовая вольница) начинается история отечественного художественного кино. Первый в Российской империи игровой фильм был снят по инициативе и при активном участии владельца «Первой в России фабрики кинематографов и лент для живой, поющей и говорящей фотографии» Александра Осиповича Дранкова. В съёмках было задействовано около 150 человек в костюмах. Премьера картины прошла 15 октября 1908 года в театре «Аквариум» в Санкт-Петербурге и сопровождалась продуманной рекламной кампанией. Плакат к фильму создал художник-карикатурист Павел Ассатуров, тонко понимавший лубочную природу иллюстрируемого сюжета и виртуозно использовавший приемы беглого рисунка для фиксации кульминационных сцен фильма. Во многом первый опыт создания рекламы к фильму оказал воздействие на стиль оформления последующих плакатов раннего отечественного немого кино. 

На втором этаже Ивановского зала можно увидеть многообразие торговой рекламы в России — в разделе «Вывески цветные, буквы золотые». Калоши и мыло, синька и головные уборы, шоколад и папиросы — всё, что только может понадобиться человеку. Интересную и необычную упаковку предоставил для выставки Музей Москвы. В этом разделе находится единственный на всей выставке плакат не из фондов Российской государственной библиотеки. Это реклама шоколада «Рыцарский», созданная в 1901 году Василием Кандинским. Плакат — из коллекции Александра Добровинского.

Ещё один интереснейший плакат в этом разделе — «Северный одеколон» товарищества Брокар. Выпуск этого одеколона начался в 1910-х годах. Его выход на рынок сопровождался массированной рекламой в столичных газетах — «Голос Москвы», «Московский листок», «Утро России», «Русские ведомости» и др. Рисунки для этой кампании были выполнены Казимиром Малевичем. И флакон для этого одеколона придумал тоже Малевич. Кстати, фабрика Брокара после национализации в 1917 году получила название Замоскворецкий парфюмерно-мыловарный комбинат №?5, а затем, по предложению главного парфюмера Брокара, — «Новая Заря» (с 1922). Одеколон «Северный» выпускался «Новой Зарёй» до 1996 года.

В третьем разделе представлены социальный и патриотический плакат, получившие особое развитие в годы Первой мировой войны. Борьба с туберкулёзом, благотворительные базары, сборы денег для нуждающихся — Россия не только развлекалась, но и занималась благотворительностью.

Четвёртый раздел выставки собрал работы блестящих художников — Ивана Билибина, Михаила Врубеля, Евгения Лансере, Льва Бакста, Виктора Васнецова, Константина Коровина и других. Жемчужина раздела — плакат Валентина Серова, созданный им по заказу Сергея Дягилева к гастролям балерины Анны Павловой в Париже в 1909 году. Он кажется настоящей картиной, а не сиюминутной рекламой. Плакат работы Валентина Серова с силуэтом Анны Павловой навсегда стал эмблемой «Русских сезонов».

11 марта 2020 06:00:00/ Юрий Енцов
комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!