Интервью 26 ноября 2018 00:56:00

Российская «органика»: мало произвести, надо переработать и продать!

Интерес к теме органических, произведенных без химии продуктов питания, растет. Принятый летом 2018 года закон об органической продукции усилил этот интерес: как производится российская органическая продукция, как мы узнаем о том, что она соответствует принятому стандарту, вообще в каком состоянии сегодня органический сектор российского сельского хозяйства. Об этом разговариваем с человеком, который 20 лет занимается производством органической продукции, прошел все трудности, набил много шишек, но остается «идейным» органиком: Анатолий Накаряков – исполнительный директор компании «Савинская Нива».

 

КОРР.:Вы давно занимаетесь органическим сельским хозяйством (и животноводством, и растениеводством), насколько эти отрасли сельского хозяйства России готовы к вступлению в силу закона об «органике»?

     В целом, предприятия сельхозотрасли не совсем готовы к вступлению в силу закона. Есть отдельные хозяйства, которые производят органическую продукцию, большая часть занимается этим из «идейных» соображений, и небольшая часть рассматривает органическое сельское хозяйство как бизнес. Эта категория предпринимателей в основном делает ставку на экспортный потенциал органического сельского хозяйства. Об этом, применительно к органике, говорят и руководители сельскохозяйственной отрасли страны. Для меня и моих единомышленников важно, чтобы прежде всего, развивался российский рынок производства, переработки и потребления органических продуктов.

КОРР.: Что значит Ваша фраза о том, что кто-то занялся «органикой» по идейным соображениям?

Это люди, которые пришли в отрасль не за большими деньгами, сейчас в сфере органического сельского хозяйства заработать большие деньги сложно, если мы не говорим об экспорте. Многие пришли в эту сферу потому, что начали болеть сами или их дети. Чаще всего это новые компании, а не те, которые перешли с привычных интенсивных методов ведения хозяйства на органические.

organic-soil.jpg

КОРР.:Чем прежде всего отличается органическое сельское хозяйство от привычного?

Прежде всего,другим отношением к почвам! Оно заключается в отказе от использования химии в качестве удобрений. Забота о чистоте и плодородии почвы выходит на первый план. Это основа эффективного органического производства. Такое отношение к почвам позволяет уменьшить влияние погодных факторов и недостатка питательных веществ. В ухоженной почве микроорганизмы начинают сами производить достаточное для выращивания культур количество полезных веществ.

КОРР.: Это сложно реализовать в российских условиях?

Нет, эти основы заложены классиками российского земледелия – почвоведами –практиками: Костычевым, Докучаевым , Тимирязевым, Прянишниковым, Вильямсом. Западные эксперты и исследователи говорят нам, что в российском почвоведении много ученых, чьи разработки можно брать на вооружение. Сейчас в мире органического земледелия популярны идеи по повышению плодородия почв российского ученого Ивана Овсинского, который работал на рубеже 19-20 веков и показывал фантастические результаты. И сегодня многие используют его опыт!

КОРР.: Вы занимаетесь и органическим животноводством, и органическим растениеводством? Какая отрасль быстрее адаптируется к требованиям закона об «органике»?

Сегодня в России больше растениеводческих хозяйств, и очень мало животноводческих органических хозяйств, поскольку это более трудоемкое занятие: необходимо обеспечить органический корм, лечить животных без применения антибиотиков, и отдача не такая быстрая, как в обычном секторе. Я знаю 3 хозяйства, которые занимаются производством органических молочных продуктов, и одно мясное, кроме нашего, одно птицеводческое хозяйство на юге страны. Есть компания «Агриволга», она выпускает органические молочные и мясные продукты под маркой «Углече поле» и открыла свои магазины в Москве .

1521107846_cattle_01.jpg

КОРР.:Получается, что к началу 2020 года фактически органического мяса и молока на нашем рынке будет мизер, а что можно ожидать от растениеводства?

Здесь ситуация лучше. Но есть один важный момент: мало вырастить органическое зерно, важно, чтобы оно было переработано, как органическое! Поэтому компании часто самой приходится решать проблему переработки и упаковки своей органической продукции. Переработчики сельхозпродукции сегодня пока не видят перспектив перехода на переработку органики. Есть возможность параллельно перерабатывать органическое и неорганическое сырье, но здесь руководство предприятия должно захотеть пойти на такой эксперимент. Для переработки органического сырья нужно очистить производственную линию, отдельно упаковать готовую продукции и т.д., и это ведет к дополнительным сложностям и затратам. Крупные переработчики на такие шаги не идут! Им не выгодно, а малых производств просто нет, или им материально сложно перестроиться на переработку органического сырья. И я не уверен, что даже к 2023 и даже 2025 году выстроится надежная цепочка из производителей и переработчиков органической продукции. Такая же ситуация и с производством органических овощей. Плюс к названным проблемам, есть еще проблема отсутствия специалистов по производству органической продукции. Сегодня в органику приходят агрономы со старой школой, которым пришлось изменить свое «мировоззрение», принять как данность, что с вредителями можно бороться без химии, удобрять почву тоже не используя химические препараты. В органическом овощеводстве требуется более высокая квалификация, более тщательный подход к выбору сорта, нужно знать препараты для борьбы с вредителями, которые можно использовать. Отрасль непростая, но я бы взялся за нее!

30.09.15.jpg

КОРР.:Выходит, что к началу 2020 года российской органической продукции на полках будет мало, но ведь спрос на нее есть! Может быть, высокая цена станет стимулом развития органического производства?

Я не сторонник заоблачных цен на органику, я не считаю, что это должна быть продукция премиум класса. Максимум, она должна быть дороже на 50%! Тогда спрос будет стимулировать рост производителей органической продукции. Надеюсь, через 5-7 лет органический сектор в России окрепнет, и его продукция будет «по карману» основной массе покупателей.

КОРР.:Сегодня складывается такое впечатление, что чиновники из госструктур, которые имеют прямое отношение к реализации закона, мало разбираются в проблемах органического сельского хозяйства?

Не секрет, что многие были против принятия закона об органической продукции, потому что не было и до сих пор у многих людей в руководстве отрасли нет понимания, зачем нужен закон и органическая продукция. Европа прошла этот путь: в Германии инициатором принятия законодательства об органике были фермеры. Они начали производить, затем объединяться в союзы и инициировать принятие закона. У нас пока движение «снизу» небольшое, получается, что закон навязывается «сверху», что встречает сопротивление и непонимание в тех же чиновничьих кабинетах. Думаю, время «органики» все равно наступит!

КОРР.: Как говорят эксперты, принятие закона должно простимулировать рост органического сектора, а что еще нужно для этого сделать?

Продукция должна продаваться! Фермеру, который производит органику, сложно самому это делать. Ритейлу, как показывает мой опыт, эта продукция не очень интересна. Единственный магазин, где я видел органические полки, это Ашан, в нем представлена в основном зарубежная органическая продукция, в «Азбуке вкуса» я таких полок не заметил. Много фермерских продуктов, но это не всегда органические продукты. В Москве работает магазин органической продукции «Биостория». Есть попытки сети «Гипер Глобус» формировать такие полки. Есть попытки небольших интернет-магазинов торговать продукцией здорового питания – и это все!

Может быть в крупных городах есть также магазины органической продукции, лавки, о которых мне неизвестно. Не хочу обижать владельцев.

КОРР.: Другими словами, спрос все же не настолько велик, чтобы ритейл и производители перешли на торговлю и производство органики?

Да, пока это так!

КОРР.:Анатолий, а как Ваша компания выживает на рынке? Как решали все проблемы, как искали поставщиков?

А мы продолжаем искать поставщиков, переработчиков, потребителей, собираемся запускать проект по производству органического молока , нам до сих пор нужны контакты и партнерство с ритейлом! У нас тоже проблемы есть, и работы много!

КОРР.:Остался год до вступления в силу базовых положений закона, что в масштабе государства надо сделать, и как Вы готовите к этому свою компанию?

Я считаю, нужен закон, которые обяжет снабжать детские учреждения продуктами, выращенными в органических хозяйствах. И пока на высоком уровне это не обсуждается!

DSCF2599.JPG

КОРР.: А это реально сделать?

Если воля государства будет, вполне реально. Нужна будет поддержка таких хозяйств, разумно создать систему переработки органического сырья для детского питания. Это самое первое и самое реальное! Органические продукты нужны самым незащищенным, с этого можно начать, и это простимулирует развитие органического производства в стране.

Второе, нужно утвердить единую государственную маркировку для органической продукции, показать ее населению, организовать ее рекламную компанию, чтобы люди узнавали этот знак и понимали, что он указывает на органический продукт.

Нет системы на уровне региональных минсельхозов, которая владела бы информацией об органических методах сельского хозяйства! Захочет фермер производить органику, в минсельхозе региона ему никто помочь не может, нет там нужных специалистов!

Что касается нашей компании, то к началу работы закона об органике мы организуем поставки нашей органически произведенной гречки и овса переработчику, который будет выпускать органическую гречневую крупу, хлопья из овсянки и много другой продукции! Здесь возникает широкое поле для творчества: можно делать комбинации с дикоросами – грибами, ягодами, и в результате на рынке появится новая интересная органическая продукция!

Беседовала Елена Пустыгина

26 ноября 2018 00:56:00/ Елена Пустыгина
комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!