10 января 2019

Зачем нам «органика»?

Запрос на экологически чистые и безопасные продукты питания,что называется, висит в воздухе – спрос на них растет. И если к приставкам «эко», «био», «натур» на упаковке мы привыкли (кто-то им верит, кто-то нет – дело опыта), но термин «органик» приводит многих в недоумение и даже негодование. Что такое органические продукты, как «органик» соотносится с теми самыми «био» и «эко», что собой сегодня представляет отрасль производства органических продуктов питания в России, и от чего будет зависеть ее успешное развитие,- об этом говорим с Андреем Лысенковым – Директором департамента органической сертификации Роскачества.

- Сегодня есть интерес потребителя к экологически чистой, здоровой, фермерской продукции, но интереса к органической продукции, на мой взгляд, пока не наблюдается. И наша задача объяснить потребителю, что экологически безопасная, чистая, полезная пищевая продукция – это и есть органическая продукция!

КОРР.: Речь идет о терминологической путанице?

Верно! Я постоянно сталкиваюсь с тем, что приходится объяснять людям даже из моего ближайшего окружения, что такое органические продукты. Потребители под «органикой» понимают либо органическую химию, либо органические удобрения, либо вовсе псевдо экологически чистую продукцию.

КОРР.: А есть ли разница в значении «эко», «био», «органик»?

- Опираясь на международную практику, могу сказать, что эти значения синонимичны. В немецкоговорящих странах используют «био» и «эко» в отношении органической продукции, в англоговорящих странах – термин «органик». Не существует экологически чистой продукции, которая не была бы связана с органическим производством. В России недостаточно опыта, знаний и навыков в области органического производства и потребления органической продукции, поэтому возникает такая путаница в понятиях.Органическая продукция, без сомнения, экологически чистая. При производстве органической продукции окружающей среде наносится несопоставимо меньший вред, чем при индустриальном производстве продуктов.

bio-produkty3.jpg

КОРР.: Летом этого года подписан закон об «органике». Он упорядочит эту терминологическую путаницу для россиян?

- В редакции принятого закона единственным узаконенным для обозначения экологически чистой (органической) продукции устанавливается термин «органический продукт». Итоговый вариант закона, подписанный президентом, не устанавливает запрета на использование производителями «био», «эко», «натур» и «фермерский». Органический продукт, на котором будет стоять соответствующей знак, реально пройдет российскую сертификацию на соответствие стандартам органического производства.И это уже хорошо. На мой взгляд, применение маркировок «эко», «био», «натур» должны регулироваться законом: если производитель наносит их на упаковку, он должен подтверждать это и проходить соответствующую сертификацию.

КОРР.: Органическая сертификация в России должна скоро заработать, а как быть с сертификацией продуктов с пометками «эко», «био», «натур»?

- Мы часто наблюдаем, что фермер, произведя действительно качественную продукцию, не проходит органическую сертификацию и ставит на упаковке«био» или «эко». Он занимается делом и не всегда следит, как меняется ситуация в законодательстве в этой сфере.

     В то же время, к сожалению, не всегда у российского потребителя слово «органический» ассоциируется с рядом важных потребительских свойств продукта – например, с отсутствием в продукте вредных веществ, а также с отсутствием негативного влияния на экологию. Эти потребительские ассоциации, которые свойственны органической продукции в Европе, в России не работают. Потребитель скорее купит якобы «фермерскую» продукцию, чем обратит внимание на действительно сертифицированную органическую.

КОРР: Это, наверное, дорого для большинства российских производителей?

- Нет! Если пересчитывать стоимость сертификации на единицу произведенной продукции, то это добавляет к цене товара не более 5 рублей!

КОРР. Какой части российских фермеров сегодня доступна сертификация по зарубежным стандартам «эко» и «био»?

- Здесь вопрос нужно ставить по-другому! Даже если сегодня на товаре стоит маркировка «эко» и «био», потребитель все равно этому не верит! И в такой ситуации фермер не видит смысла сертифицировать свою продукцию. Когда потребитель начнет разбираться и искать товар с нужной ему маркировкой, тогда фермер массово пойдет на сертификацию. Поэтому сейчас спрос на органическую сертификацию и органическую продукцию маленький.

КОРР.: А чем органическое молоко,например, отличается от того, что мы покупаем в наших супермаркетах?

- Есть разница между органическим молоком, и молоком, произведенным традиционным способом. Она в том, что в органическом молоке вы не найдете вещества, которые там не должны быть, например, антибиотики, остатки пестицидов и ГМО от используемых в традиционном животноводстве кормов,стимулирующих высокие надои, но низкое качество молока . В органическом животноводстве для животных создаются условия, приближенные к естественным, тогда у них возникает природный иммунитет.

КОРР. Органических хозяйства в России мало, их можно пересчитать по пальцам. На Ваш взгляд, есть ли у них перспективы?

- Сегодня этот вопрос напрямую связан с государственными приоритетами. Сегодня почему-то ставится задача увеличить экспорт молока, в том числе и органического! Но не совсем понятно, зачем везти органическое молоко, например в Германию, если там его достаточно, и стоит оно весьма дешево. На мой взгляд важно развивать спрос на органическую продукцию в первую очередь на внутреннем рынке и только потом экспортировать излишки органической продукции

КОРР.: То есть, утверждение о том, что органическая продукция запредельно дорогая – это миф?

- Конечно! И здесь работает закон рынка: чем больше органической продукции появляется, тем она становится дешевле. И есть еще один очень важный вопрос: посредники. Закупочная цена, по которой фермер сдает молоко на завод, - в районе 24 рублей. На полках магазинов оно по 70-80 рублей, а органическое – 120-150 руб. и выше. Разница в цене между закупочной ценой и ценой продажи остается у переработчиков и торговых сетей – у посредников. Чтобы как-то решить эту проблему, производители органического молока создают свою переработку и открывают магазины. Сами решают эти проблемы!

organik_milk.jpg

КОРР. : А какая ситуация с сертифицированием органической продукции ?

- Ситуация в органической сертификации тоже связана с низким спросом покупателя на органику в магазинах, поэтому нет спроса на сертификацию у производителей качественной продукции . В России действует более 15 систем добровольной сертификации органической продукции, работают около 10 зарубежных органов по сертификации. И на каждый орган приходится всего 10-15 хозяйств!

    Есть еще один очень важный момент: я считаю, в магазинах законно должны находиться только органически сертифицированные продукты, и всё, что сейчас мы там видим с неподтвержденными сертификатами и маркировками «эко» и «био» , должно быть с полок убрано! Сегодня ситуация такова, что покупатель не может сам разобраться в обилии этих псевдо экологически чистых товаров и не верит в их чистоту и безопасность.

КОРР. Как запустить процесс развития органического производства в России? Может ли его простимулировать, например, поставка в детские учреждения продукции органических хозяйств?-

- Вряд ли, поскольку сегодня поставщиком бюджетной сферы становится тот, кто дал самую низкую цену.

       Для того, чтобы запустить процесс развития органического сектора, необходима масштабная просветительская кампания с участием государства. Очень важна позиция торговых сетей, которые сегодня предпочитают продавать импортную органическую продукцию, на которую легко выставить высокий ценник, и которую покупатель, ориентированный на здоровые продукты, все равно будет покупать. И это никак не стимулирует развитие органического сельского хозяйства и переработки в России.

КОРР. А господдержка органического производства может ускорить его развитие?

- Господдержка производителей – это то, что делает европейскую органическую продукцию доступной для потребителя. На мой взгляд, важно компенсировать производителю часть затрат на сертификацию, и это сработает! Для предприятий, стабильно производящих «органические продукты», стоит говорить о погектарной поддержке, как это делается в Европе. Это возможно, если будет политическая воля государства.

Беседовала Елена Пустыгина

 

10 января 2019/ Елена Пустыгина
комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!