Общество 6 ноября 2018

«В России органический товар «на полку» привел не потребитель, а производитель»

В канун Всемирного дня качества, который отмечается 8 ноября, Национальный органический союз и Всероссийская организация качества отметят важной для всех нас дискуссией. Круглый стол  «Стандартизация в органическом сельском хозяйстве. Что нас ждёт после вступления в силу закона об органическом производстве?» соберет представителей бизнеса и государственных органов. Речь пойдет о том, что сделано, а что еще предстоит выполнить перед вступлением в силу «закона об органике». Какова сегодня ситуация с переходом на органическое сельское хозяйство – об этом мы говорим с Олегом Мироненко – исполнительным директором Национального органического союза. Союз был инициатором закона, поэтому комментарии, что называется, из первых рук.

Олег, Викторович, в России принят закон, регламентирующий выпуск органической продукции. В одном из выступлений Вы сказали, что для его реализации необходимо принять систему законодательных, инфраструктурных и образовательных мер. Назовите первостепенные задачи, которые нужно решить.

 - 25 сентября 2018 года вице-премьером Алексеем Гордеевым подписан документ – «План-график реализации мероприятий для вступления в силу закона об органике». В нем обозначены две задачи, которые должны быть решены Минсельхозом РФ до начала вступления в силу закона. Первое  - это создание реестра производителей органической продукции, который должен быть готов в 4 квартале 2019 года.  В ближайшее время будет выпущен приказ Минсельхоза, который определит порядок ведения реестра. Национальный органический союз примет активное участие в его подготовке. Вторая задача – создание государственного графического знака, которым будет маркироваться органическая продукция в стране. Этим займутся Минсельхоз и Роспотребнадзор. 

   Не менее важный вопрос, который находится в ведении Росаккредитации, – это приход на рынок новых сертификационных компаний, их аккредитация и организация последующего надзора за их работой. Важно убедить сертификационные компании в необходимости прохождения аккредитации, пока не всем понятно, выгодно ли это будет для них. 

   Что касается вопросов инфраструктуры, сегодня в России дефицит консалтинговых компаний, которые могут профессионально оказывать помощь в организации органического производства, в т.ч. консалтинга в области использования биопрепаратов и биоудобрений. Кроме этого, в ближайшее время нужно определиться с системой государственной поддержки органических производителей. Однако пока в Минсельхозе нет структуры, которая займется этим и рядом других вопросов, необходимых для реализации закона.

   Образовательный аспект подготовки к вступлению закона об органической продукции включает создание школы инспекторов для сертификационных компаний. Сегодня таких специалистов у нас не готовят. Кроме этого необходимо создавать систему переподготовки специалистов, получивших классическое аграрное образование, но не владеющих знаниями в области органического сельского хозяйства. 

   Еще одна задача в сфере образования: формирование государственного заказа для ВУЗов по специалистам для органических производителей и переработчиков. Органики должны определиться, сколько в ближайшее время понадобится специалистов, чтобы можно было понять, вводить ли курс по изучению органического сельского хозяйства в обязательную программу, либо пока оставить на уровне факультативного изучения.

   И есть еще одна структура, которая должна быть задействована в системе контроля  - это Россельхознадзор. Важно в период подготовки к введению закона отрегулировать правила контроля производства органической продукции. Если не поменять существующую систему, компании, которые перейдут на производство органики, в первые несколько лет будут штрафоваться. Почему? Например, для перехода с классического растениеводства на органическое потребуется не менее 5 лет. Необходимо организовать севооборот, внесение натуральных удобрений и т.д., которые позволят заменить применение  химических удобрений. В первые годы это может привести, например, к дефициту азота. В последующем этот дефицит может быть ликвидирован за счёт выращивания определенных сортов растений, но для этого нужно время. И получится, что с 2020 года компании, решившие перейти на производство органики, не пройдя 5-летний цикл, попадут под штрафы Россельхознадзора. Решением этой проблемы сегодня мы тоже занимаемся.

Какие основные подзаконные акты, которые обеспечат работу закона, нужно принять? Разработаны ли эти документы?

-  Частично такие документы уже готовы. Например, приняты три национальных стандарта, регламентирующие большинство вопросов, связанных с производством и переработкой органической продукции. Однако многое ещё предстоит сделать.

    На мой взгляд, есть проблема, которая не оговорена в документах до сих пор: использование биопрепаратов и биоудобрений в сельском хозяйстве. Сегодня существует реестр агрохимикатов-пестицидов, куда входят и препараты с приставкой «био». В цивилизованном мире эти вещества разведены по двум разным реестрам: синтетических препаратов и натуральных, в т.ч. применяемых в органике. Это очень важно сделать, и пока вопрос в стадии обсуждения с Минсельхозом. 

    Другой вопрос,  принципиальный для потребителя – это приход сертифицированных органических товаров «на полку», отслеживание и контроль за этим процессом. Пока нет понимания, как Роспотребнадзор включится в процесс очистки полок магазинов от фальсификата. Несмотря на уже существующие механизмы наказания за фальсификат, пока такая работа Роспотребнадзором не проводится. Возможно, необходим выпуск специального регламента/приказа, который обязал бы Роспотребнадзор начать  эту работу уже сегодня, не дожидаясь вступления закона в силу.

От кого это зависит? На самом деле это очень важно для потребителя! Будет ли к началу действия закона 1 января 2020 года понятно, как этот контроль осуществлять?

   Закон принят, работа ведется, вопрос будет решен. Здесь вопрос и к сообществу: сможет ли оно организовать работу в ближайший год так, чтобы закон заработал в полную силу, а не остался пустой декларацией. Если будет активность, которая привела к принятию закона, то и проблема с организацией контроля товаров в магазинах будет решена.

Сообщество – это покупатели или производители, или они вместе?

   На сегодня, это в основном производители, как бы это парадоксально не звучало. В России органический товар «на полку» привел не потребитель, а производитель. И постепенно сумел убедить определенную часть потребителей в том, что этот товар ей необходим. Потребитель начинает входить в движение по поддержке производства органической продукции не как организованное сообщества (например, общество защиты прав потребителей), а в лице отдельных энтузиастов, понимающих важность органики для здоровья человека. Сейчас в стране не сформировано сообщество потребителей органической продукции. И тема законодательного регулирования «органики» сегодня в России пока больше интересна производителям и торговым сетям,  которым важно, чтобы у них на полках действительно стояла органическая продукция, а конкурент, торгуя фальсификатом, не использовал демпинг.

Базовый элемент стратегии развития отечественного рынка органической продукции – сертифицирующие центры/лаборатории, работающие по национальным стандартам. Как изменятся стандарты, по которым сегодня сертифицируют продукцию, станут ли они жестче?

   При разработке российского ГОСТ мы  взяли за основу существующий европейский регламент  №834,  и при этом учли, что с 2021 года он уже будет отменен, и в Европе вступит в силу новый стандарт. Кроме этого работа над совершенствованием нашего стандарта ведётся под контролем IFOAM International (Международная федерация органического сельскохозяйственного движения), которая дает  рекомендации, как нам изменить  российские стандарты, чтобы соответствовать требованиям органики на мировом уровне. Эта работа идет постоянно в течение 1,5 лет, и существующий органический стандарт будет меняться уже осенью этого года.

Успеют ли российские лаборатории за год оснаститься и получить право проведения исследования  и сертификации? Готовы ли лаборатории к введению закона?

С точки зрения оборудования многие оснащены не хуже, чем на Западе, но у них не достаточно методик для проверки. Эти методики разработаны на Западе, их можно купить. Проблемы в другом: услуги наших лабораторий гораздо дороже, чем, например, в той же Германии. В Европе за 200 евро сделают анализ сразу по 200 пестицидам, а  российские за гораздо большие деньги по 1-10. И здесь много причин, в том числе и использование менее универсальных методик, и отсутствие определённого класса специалистов.

 А почему лаборатории не внедряют методики?

   Из-за малого количества производителей не был сформирован целевой заказ на эти услуги! Большинство лабораторий - государственные и находятся в подчинении Россельхознадзора или Роспотребнадзора, но работают в режиме хозрасчета. Не было потока желающих проверить на органику продукцию, и не было потребности в совершенных методиках. Пока в стране 90 предприятий, производящих органическую продукцию, не будут лаборатории тратиться на покупку зарубежных методик! Сравним, в Германии только в период сертификации в год более 24000 компаний проходят проверку на соответствие органике, а у нас 90.

Как Вы думаете, закон и все меры по подготовке к его вступлению в действие будут стимулировать увеличение количества производителей органической продукции?

   Безусловно! Одна из основных причин, почему бизнес не стремился производить «органику», отсутствие интереса государства к развитию этого направления сельского хозяйства. Как только государство этот интерес показало, ситуация тут же начала меняться. Главное в том, что государство начало определять «правила игры». Какой смысл производить «органику», если представитель, например, контролирующего органа понятия не имел о том, что это такое. В 2010 году Роспотребнадзор отказал одной из наших  компании в выдаче документа на соответствие его продукции органическому статусу, признав свою некомпетентность в этом вопросе. Хотя на тот момент в СанПине 2008 года определение органики уже было. Равнодушие государства к этой теме вызывало настороженность потребителя, что тоже тормозило развитие рынка органики. 

Можно ли говорить, что предприниматели сегодня озабочены вопросами сохранения здоровья населения и экологической безопасности?

   Сегодня в предпринимательской среде превалируют соображения материальной выгоды, а не сохранения экологии и здоровья населения.  У многих малых и средних компаний нет средств на покупку химикатов, им сложно конкурировать с крупными производителями, а став «органическими», в близкой перспективе они имеют возможность перейти в ранг высокомаржинального бизнеса. Для того, чтобы бизнес начал  задумываться о социальной значимости производства органической продукции,  должно пройти не менее лет пяти. 

Какие меры поддержки производителей «органики» сейчас обсуждаются?

   Мы говорим как о классических видах поддержки (например, по литровую или по гектарную), так и о новых видах поддержки, которые пока не работают. Например, компенсация расходов на закупку другого оборудования и средств защиты, перестройку коровников под беспривязное содержание и т.д. В течение переходных 3 лет компания будет иметь дополнительные расходы, часть которых могло бы компенсировать государство. Ещё одно направление поддержки – компенсация затрат на сертификацию. Это есть во всем мире. 

Важным является и поддержка направлений, которые сегодня в отечественной органике почти отсутствуют. Например,  поддержка российской переработки органического сырья. Сегодня российское органическое сырье уходит на переработку за рубеж, либо в России перерабатывается как обычное, и конечный продукт перестает быть органическим. 

Есть конкретные планы поддержки переработчиков органической продукции?

Скорее всего, это начнет работать на уровне регионов, например: в Воронежской и Ярославской областях, Башкирии и Татарстане вполне реально запустить поддержку проектов по переработке органического сырья. На уровне РФ процесс будет запущен позже в период разработки программы развития сельского хозяйства на 2021-2025 годы.

 Как быть со специалистами в области органического хозяйства? Каким образованием они должны обладать? Регламентирует ли закон квалификацию тех же инспекторов сертификационных компаний?

Требования, которым должен соответствовать инспектор сертификационной компании,  оговорены международным стандартом ISO – 17065.  Весь мир руководствуется именно этим стандартом. Но он общий, и мы совместно с Росаккредитацией вводим дополнительные требования к таким инспекторам в рамках области аккредитации «органическое производство». Что касается образования, базовое – конечно аграрное. Затем курсы переподготовки с привлечением международных специалистов, пока не подготовим своих. Сейчас нам проще привлекать специалистов  из Армении или Литвы, так как они говорят по-русски, а прохождение практики организовывать в зарубежных хозяйствах, производящих органику. На первых этапах подготовки и реализации закона нам без зарубежных коллег не обойтись.

Беседовала Елена Пустыгина

 

комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!