Транспорт 24 февраля 2018

Дорожники против перевозчиков: кто кого

Грузоперевозчик

В то время, как грузоперевозчики выступают за полную отмену запретов на передвижение грузовиков по региональным автомобильным трассам, представители дорожной отрасли отстаивают их сохранение. Только так, по мнению эксплуатационников, можно уберечь подмосковные дороги от разрушений в период половодья. Точку в споре может поставить общественное обсуждение влияния грузоперевозок на экономику региона и качество жизни жителей Подмосковья. Доклад по итогам встреч экспертов Общественного совета и чиновников Минтранса и инфраструктуры региона будет направлен для принятия решений в правительство Московской области.

Налог на весну

На «весеннюю просушку» дороги Подмосковья традиционно закрываются в апреле. Чтобы сохранить трассы в период переувлажнения почвы из-за таяния снегов, из транспортного потока исключаются грузовики с превышением предельной нагрузки на оси: 6 т для одноосной машины, 5 т для двухосной и 4 т для трехосной.

Временное ограничение движения «тяжелого» транспорта в связи с половодьем вводится каждый год и длится месяц. Продлить срок весеннего ограничения может затянувшаяся распутица из-за обильного снеготаяния или затяжных дождей. В это время перевозчики либо отправляют водителей в отпуск, чтобы не нести убытки из-за месячного простоя, либо возмещают неустойку за не доставленный вовремя груз владельцу. Вынужденный простой бьет по карману перевозчиков, большинство из которых должны выплачивать кредиты и лизинг. Банкам не важно, открыта дорога или закрыта, ежемесячные платежи из-за половодья никто не отменяет.

Альтернатива – дробить грузы для перевозки машинами меньшей грузоподъемности, оформлять «коммерческое» разрешение на проезд в порядке исключения (5-15 тыс. руб. за рейс или «пропуск» по договору с подрядчиком стоимостью до 40 тыс. руб. в месяц) либо нарушать запрет и платить штраф (от 2 тыс. руб. за грузовик). Меры воздействия на нарушителей не ограничиваются 2-тысячным штрафом для водителей. Штрафы для должностных лиц –15-20 тыс. руб., для юридических лиц – до 500 тыс. руб. «Обходные» пути стоят больших денег, которые повышают расходы на транспортировку и обременяют в итоге конечного потребителя.

Распутица и сумятица

Бизнес не готов возить поклажу на телеге и из года в год протестует против сезонного закрытия дорог. В диалоге с предпринимателями власть взвешивает потери и приобретения от запрета для экономики Подмосковья. На одной чаше весов – экономия на ремонте дорог, на другой – не дополученные деньги в бюджет и повышение финансовой нагрузки на население. Какая чаша весомее?

Участники общественных слушаний сумели убедить власти послабить режим перевозок для федеральных трасс: в последние годы на них сезонные ограничения не распространяются. Остаются они лишь для региональных дорог, да и то не для всех перевозок. Весенние запреты не касаются пассажирских и международных грузовых перевозок, техники и материалов дорожных и аварийных служб, транспорта МЧС и Минобороны. Исключения делаются для почтовых грузов и транспортировки животных, доставки продуктов питания и лекарств, семян и удобрений, а также топлива (до 16 тонн).

Вопросы у перевозчиков вызывает целесообразность «общего» подхода ко всем региональным дорогам без учета состояния конкретного полотна. Только независимая экспертиза дорог убедит участников рынка в обоснованности доставляемых им неудобств. Если весной грунты «плывут», задаются перевозчики вопросом, то почему не прерывается движение поездов на железнодорожной колее и фур на федеральных трассах?

Война аргументов

Перевозчики добиваются паспортизации дорог и открытого исследования, в какой мере влияет на состояние полотна сезонное ограничение. Они обращают внимание на то, что любые запреты для бизнеса создают условия для коррупции: всегда найдутся незаконные способы их обойти.

Аргументы дорожников: многие региональные трассы строились давно и не приспособлены к современным нагрузкам. Старые нормативы предполагали нагрузку до 6-10 т на каждую ось, а сегодняшняя техника – это 11-15 т. Отечественный «КамАЗ» не так быстро разрушает российские дороги, как иностранные большегрузы типа Volvo и MAN. Но даже загруженный под «завязку» «КамАЗ» наносит ущерб дорожному полотну в 10-11 тыс. руб. на 100 км в обычное время и в 33-34 тыс. руб. в сезон половодья. При этом речь идет лишь об одном автомобиле. В то же время ремонт одного километра дороги обходится минимум в 8 млн. руб.

В «утешение» нашим перевозчикам дорожники приводят примеры других стран, где тоже вводятся сезонные ограничения. Это и США, и соседняя Финляндия. Перевозчики парируют: за рубежом ограничения сказываются на 15-20% грузов, в то время как наша техника вынуждена перевозить втрое-вчетверо меньше: 20-тонной машине разрешается на тех же осях везти лишь 6 т.

Что порешили?

Обмен мнениями в региональном министерстве транспорта и инфраструктуры будет продолжен с участием рабочих групп. Рациональные предложения найдут отражение в итоговом докладе, который будет рассмотрен в «верхах».

Прецедент для изменений – отмена министерством транспорта в январе 2018 года временных ограничений движения в весенний период по федеральным дорогам, что поспособствует эффективному планированию перевозок и уменьшит стоимость доставки грузов. Упраздненные ограничения в свое время вводились из-за снижения несущей способности дорог, но теперь это перестало быть причиной для запрета проезда большегрузного транспорта. По сообщению ведомства, 100-процентное финансирование работ по содержанию федеральных автотрасс в последние четыре года позволили привести в нормативное состояние 80% дорог федерального значения.

Но для пересмотра правил проезда по автодорогам регионального и муниципального значения власти пока оснований не видят. Исходить будут из того, что хорошие дороги – это их правильная эксплуатация. Чтобы не выбрасывать деньги на ветер, нужно навести порядок с весом. Выходом из положения может стать приобретение снижающей нагрузку на дорогу техники с большим количеством осей и оснащение машин двускатными колесами.

Вместе с тем, в Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской областине исключают коррективы, если сезонные ограничения движения грузового транспорта окажут негативное влияние на экономику предприятий, стабильность расчетов по зарплатам и бюджетных выплат.

Инна Тихонова

24 февраля 2018 / Вокруг Москвы
комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!