Array ( [childs] => Array ( [54] => Array ( [category_id] => 54 [title] => ЖКХ [sort_order] => 0 [href] => /society/zhkkh ) [55] => Array ( [category_id] => 55 [title] => Транспорт [sort_order] => 0 [href] => /society/obschestvennyj-transport ) [56] => Array ( [category_id] => 56 [title] => Социальное [sort_order] => 0 [href] => /society/socialnoe ) ) [category_id] => 40 [parent_id] => 0 [title] => Общество [sort_order] => 22 [href] => /society )
Социальное 28 декабря 2017

Жизнь за МКАД – 2017: мусорные битвы, строительство ЦКАД и фейковые проекты

Для Подмосковья 2017 год вряд ли можно назвать прорывом – область остается, по большому счету, подбрюшьем Москвы, однако попытки следовать самостоятельным курсом прослеживаются все ясней. Информационный портал «Вокруг Москвы» посмотрел, чем запомнился уходящий год жителям большого Московского региона и что им ждать от 2018.

Весь 2017 год Подмосковье пыталось избавиться от навязчивого «мусорного» имиджа, отчетливей зазвучали ростки культурной жизни, наметились сдвиги в социальной сфере, которая является одним из основных раздражительных факторов в статусе столичных жителей и «подмосквичей». Ближнее «замкадье» перестает быть просто спально-дачно-складской зоной, здесь появляются собственные центры притяжения, «места силы», как в экономической, так и гуманитарной сфере.

 

Говоря об итогах года в регионе, мы попытались остановиться именно на тех событиях и тенденциях, которые будут определяющими в развитии области и в ближайшее время.

 

Борьба с мусором

Жители Московского региона в уходящем году близко познакомились с двумя непривычными прежде терминами: рекультивация и дегазация. Именно так, практически научным языком, объясняется борьба с отслужившими свой срок подмосковными свалками. Их зловонный запах разносится чуть ли не по всему периметру МКАД, доносясь даже до Кремля. На проблему обратило внимание высшее руководство страны, и власти Подмосковья принялись за ликвидацию мусорных очагов с утроенной силой.  В течение года были закрыты четыре полигона, в том числе один из самых одиозных – «Кучино». Вместе с тем, в декабре, на Экологическом форуме министром экологии и природопользования Александром Коганом были озвучены планы властей по возведению на территории Подмосковья новых ТБО, взамен старых. Возможно, полигоны появятся в Рошале, Аннино и Зарайске (т.е. будут отодвинуты от МКАД на приличное расстояние). Так что не исключено, что «мусорная» проблема напомнит о себе и в 2018 году.

 

В тоже время, нельзя не признать, что подмосковное правительство всерьез озаботилось экологической обстановкой в регионе. Помимо рекультиваций ТБО было запущено ряд проектов («Чистая страна», «Чистая вода» и пр.) с привлечением общественности, волонтеров, которые были направлены на ликвидацию несанкционированных свалок и профилактику незаконного сброса мусора, чистку малых рек и водоемов, создания особо охраняемых рекреационных зон.

 

Туризм и культура

Безусловного прогресса за год Подмосковье достигло в культурной и туристической сфере, а именно в отношении государственной и информационной поддержки различных мероприятий. Участие во всевозможных конкурсах и рейтингах, развитие СМИ и анонсов предстоящих событий, активное внедрение информационных указателей на дорогах для водителей-туристов – эти меры были осмысленными, комплексными и подсветили регион с самых разных сторон. Стало очевидно, что культурная жизнь замыкается не только в границах Садового кольца.

 

Отметим, что организация событийного туризма в Московской области отмечена первым местом в национальном рейтинге. Туристско-экскурсионный поток в регионе вырос с 2013 года в 1,6 раза и составил около 14 млн человек.

 

Социальная сфера

Существенные сдвиги произошли за год в «социалке» Подмосковья. Увеличились пособия и выплаты на детей, улучшились демографические показатели. В Центральном федеральном округе каждый пятый появившийся на свет малыш рожден в Московской области – это первое место среди всех регионов округа. По сравнению с 2015 годом младенческая смертность снизилась почти в 2 раза. Показатель общей смертности снизился на 4,6% – до 12,4 на тысячу человек.

 

Настоящий прорыв был достигнут в вопросах родовспоможения: введены в строй пять новых перинатальных центров, в которых ежегодно смогут получить помощь до 20 тыс. беременных. Расчет подмосковных властей здесь понятен: Москва переполнена, качественных медучреждений хронически не хватает, и люди уже не прочь рожать в области. Главное условие: наличие квалифицированных роддомов и врачей.

 

Важным событием в социальной сфере региона также можно считать введение в эксплуатацию хирургического центра в областном онкологическом диспансере в Балашихе.

 

Однако, в целом, говорить о выравнивании условий для соцобеспечения москвичей и жителей области пока, несомненно, рано.

 

Экономика

По словам губернатора МО Андрея Воробьева, экономика области выросла на 3,2%. Появилось 50 новых предприятий, реализуется свыше 1300 инвестиционных проектов на сумму около 1,5 трлн руб. Ярким событием стало подписание контракта с АО «Мерседес-Бенц РУС», а также с японским производителем автобусов и фургонов Hino Motors.

 

Многое происходило в аграрном секторе, рост вложений в эту сферу составил около 30 млрд руб. Побиты советские показатели по сбору зерна и овощей. В регионе разработана эффективная система господдержки фермеров, работающих в молочной отрасли. В первом квартале 2018 года начнется строительство сырного кластера в Дмитровском районе, с привлечением иностранного и отечественного частного капитала.

 

Активно расширялась сеть крупных игроков ритейла в области, особенно с учетом широких возможностей Подмосковья в данном плане. Открывались новые «Глобусы», «Метро», «Ленты» и др.

 

Дороги

Транспортная инфраструктура Подмосковья, ее неразрывная связь с Москвой — значительный фактор в экономике и рекреационной составляющей региона. И тем удивительней, что долгое время здесь не наблюдалось кардинальных сдвигов. Многие локальные дороги оставались в плачевном состоянии, и даже на федеральных трассах реконструкция происходила с большим скрипом. В общем, транспортники и «дорожники» могут записать 2017 год себе в актив, особенно с учетом непростой (мягко говоря) ситуации в Московском регионе.

 

Протяженность ремонтируемых трасс увеличилась аж на 45%: приведено в порядок 3,2 тыс. км трасс, находящихся на балансе региона и муниципалитетов, – это самый большой объем ремонта более чем за 20 лет и лучший показатель по стране в уходящем году. Объемы ремонта рытвин, канав и ям увеличились более чем в 4,5 раз, и это было достигнуто во многом благодаря инициативе граждан и народному голосованию на портале «Добродел». В тоже время, фронт работ на дорожном направлении неисчерпаемый и в первую очередь это касается локальных дорог, расположенных в «глухих» городских районах или в предместьях, застроенных преимущественно частными домами.

 

Одним из самых болезненных и дискуссионных инфраструктурных вопросов для Московской области является, как известно, строительство ЦКАД. В 2017 году состоялся запуск первого участка дороги под Звенигородом, хотя планы открытия некоторых участков верстались еще под 2016 год. Сдвинулись и итоговые цифры сдачи в эксплуатацию всей трассы. О 2020 или 2022 годе уже никто не вспоминает, теперь речь идет о 2025 годе. При этом строительство ЦКАД сопровождает очень низкий информационный фон (хотя проект грандиозный) — это связано отчасти с проблемами финансирования, а отчасти — с негативом, который вызывает у дачников, общественников и жителей сельской местности само строительство.

 

Генеральный план ЦКАД обошел стороной легендарную и «блатную» Рублевку, но по другим районам прошелся с лихвой. Отчуждаются дачные участки, вырубается лес, возникают неудобства для других участников дорожного движения. В соцсетях и на городских форумах периодически раздаются возгласы проклятия в адрес ЦКАД, и власти стараются как можно реже затрагивать эту тему в публичном пространстве. Несомненно, что дальше вопросов будет еще больше, и для подмосковных властей этот федеральный проект станет головной болью.

 

Жилое строительство

Средние показатели продемонстрировало Подмосковье в сегменте жилого строительства — еще одного важнейшего фактора в экономике региона.

 

По оценкам экспертов Realastate.ru, в области в 2017 году вышло в 2 раза меньше новинок рынка, чем в 2016 году. Упали объемы продаж и выручка застройщиков.

 

Масштабное освоение столичных промзон, строительство жилых комплексов на пустырях и резервных территориях на окраинах Москвы с привлекательным соотношением «цена-качество местоположения» вытянул в эти локации тех, кто раньше мог ориентироваться только на Подмосковье. Это привело к сжатию подмосковного рынка, выраженного как в снижении числа сделок, так и в падении выручки. Сильнее всего это заметно в городах среднего и дальнего Подмосковья, снижается спрос на малоэтажные жилые комплексы, коттеджные поселки, где есть проблемы с инфраструктурой.

 

При этом тренд на точечную многоэтажную застройку ближнего «замкадья» так и не был, по сути, остановлен, и только близкая к катастрофической ситуация в многострадальной Балашихе вынудила власти прибегнуть к административному запрету освоения под застройку новых площадей в данном районе. Не лучшая ситуация и в Одинцово, где цифра рекордной средней плотности проживания в 7500 чел/км2 превышает более чем в два раза (3500 чел/км2) московские показатели.

 

Ложка дегтя

 

В целом неплохой год для подмосковных властей омрачил скандал на любимом детище правительства МО — премии «Наше Подмосковье». Якобы некоторые представленные на губернаторскую премию проекты из Жуковского оказались фейками — несуществующими пустышками. Скандал, разумеется, поспешили замять, но вопросы остались — в администрации Жуковского утверждают, что проекты настоящие (просто странно себя позиционирующие), а вот источник утечки сигнала о «фейках» так и остался невыясненным. В правительстве МО посчитали, что имеет место быть черный пиар – информационная атака на действующую власть, а губернаторская премия вне подозрений. Что ж, может быть и так, но осадочек после всей этой истории, как водится, остался.

 

28 декабря 2017 / Вокруг Москвы
комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!