Социальное 16 октября 2018

Страсти по «органике»

 Заинтересованным и даже бурным оказалось обсуждение проблем развития отечественного производства органической продукции во время дискуссии «Россия на мировом рынке органической продукции», которая прошла в рамках деловой программы вставки «Золотая осень».

О чем говорили? Заместитель министра сельского хозяйства Иван Лебедев  сразу и весьма амбициозно заявил, что в течении 5 лет Россия сможет выйти на зарубежные рынки со своей органической продукцией. Как показал последовавший за этим обмен мнениями, утверждение спорное. Срок  слишком оптимистичный…И причин здесь много.

    С одной стороны, предпосылки для развития органического производства в России и странах Евразийского союза (Армения, Белоруссия, Киргизия, Казахстан) есть: это растущая популярность здорового образа жизни, переход к более ресурсосберегающим методам ведения сельского хозяйства и увеличение платежеспособного спроса на органическую продукцию. Но, и это подчеркивали и зарубежные эксперты, и российские чиновники, и производители «органики», есть масса проблем, которые помешают реализации  амбициозных планов Минсельхоза.

Никогда не куплю российский товар с маркировкой «эко»…

Станислав Гурьев – владелец томского объединения – поставщика «органики» в Европу, разложил все «по полочкам». 5 лет компания поставляет на Запад сертифицированную по европейским стандартам органическую продукцию - пшеница, ячмень, горох , лен, рапс. Многие партнеры, вошедшие в объединение, занялись выращиванием этого вида сельхозпродукции  от бедности: не было средств на удобрения и химикаты. Рынок, что называется, брали на абордаж: на Западе нас с нашей органической продукцией, как водится, никто не ждет! Чтобы доставить из Томска в Европу продукцию без потерь и фальсификации – чудо надо сотворить! По словам Станислава, производство «органики» – дело трудоемкое, и быстрых денег здесь ждать не приходится. Продавать органическое сырье в России невозможно: нет спроса! И есть еще одна веская причина, которая этому мешает: как считает Станислав Гурьев, главная сегодняшняя проблема, которая тормозит развитие российского рынка органики  – это отсутствие доверия ко всему, что на этикетке имеет маркировку «эко», «био», «органик», «натур». Эти слова скорее отпугивают знающих ситуацию людей, чем привлекают. Фраза Станислава о том,  что он сам никогда не купит российский продукт с такой маркировкой, чтобы не переплачивать за фальсификацию, прозвучала весьма убедительно.

98% органики на российском рынке органикой не являются

    Тему тотальной фальсификации продукции с маркировками «эко», «био», «органик», «натур» развивал и Илья Калеткин  – глава международного отдела Национального органического союза России. Это явление носит название «гринвошинг», пришло с Запада, где период тотальной подделки под экологически чистое производство пройден, в то время, как Россия, Китай, Казахстан его переживают в сегодня. По словам Ильи Калетина, 98%  продукции с маркировками эко», «био», «органик», «натур» не является органической в общемировом смысле, так как не имеют международно признанных сертификатов. 

      В июле 2018  в Российской федерации принят закон, регламентирующий производство  органической продукции. Документ установил, что  хранить и перевозить органику необходимо отдельно от неорганической продукции, в производстве запрещается использовать пестициды, гормональные препараты, агрохимикаты, антибиотики и стимуляторы роста (кроме разрешенных к применению действующими в РФ стандартами). Штраф за нарушение для юридического лица начинается от 100 тыс.рублей. Закон принят, но,  схема «…получилось, как всегда» - вечно жива на российской земле! Нет подзаконных актов, без которых закон сложно применять, и , что характерно, закон еще не введен в действие (это произойдет в 2020 г.), а некоторые производители уже предъявляют поддельные сертификаты соответствия его требованиям! 

Что делать, чтобы производство органической продукции развивалось?

Тут спорили две точки зрения: российская, которую поддержал специалист из Евразийской комиссии, и точка зрения западных экспертов. 

 Гуннар Рундгрен (Швеция)  - международный эксперт в области органического сельского хозяйства, отметил, что российскому производителю не надо ориентироваться на экспорт, поскольку это очень не надежный канал реализации, который зависит от курса валют, политики и санкций. 

 По мнению г-на Рундгрена, надо выпускать органическую продукцию для своего потребителя, не ставить грандиозные задачи, а отталкиваться от того, что сейчас производит компания. Если она поставляет на рынок подсолнечное масло, ей проще производить  органическую модификацию масла!  В России есть огромный ресурс, подчеркнул г-н Гуннар Рундгрен – земля, ее много, и россияне ее не ценят! Фермер должен в первую очередь заниматься качеством почвы. Но зачем ему это делать, если он может использовать соседний  участок, на котором не сеяли 20 лет!

Своего шведского коллегу поддержал Геральд Херрманн(Германия) – директор Organic Services GmbH. По мнению эксперта, начинать надо с насыщения своего рынка, и главное, что предстоит сделать россиянам – это убедить земляков в том, что российская органическая продукция – не подделка! Необходимо просвещение, которое должно вести государство, а фермеров поощрять за сохранение и использование чистых земель, а не "подкармливать" их субсидиями. И еще очень важно, чтобы принятый закон о производстве органической продукции  начал работать.

Что в сухом остатке?

Российские участники дискуссии настаивают на необходимости государственной поддержки органического сельского хозяйства, уверены, что сегодня лишь экспортные поставки помогут  отечественным производителям "органики" выжить, поскольку в стране практически нет платежеспособного спроса. Характерно, что сами российские производители  хотели бы реализовывать свою продукцию в России - хотя бы из соображений сохранения здоровья нации. Но в этой ситуации к решению проблемы должно подключиться государство. И в мировой практике есть хорошие примеры. В некоторых странах Европы в школы и детские сады поставляется органическая продукция, что сразу решает две задачи: сохранения здоровья молодого поколения и обеспечения  заказами поставщиков органической продукции. По какому принципу закупаются продукты для российских детских учреждений сегодня, сведущие люди знают, остальным лучше  не касаться этой темы…

Елена Пустыгина

16 октября 2018 / Вокруг Москвы
комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!