Спорт 7 декабря 2018

Снегоход. Правила покатушек

Стоит хотя бы однажды прокатиться на снегоходе – и всегда будет тянуть повторить. Но далеко не каждый согласится довольствоваться ролью пассажира. Поскольку нормативные акты допускают самостоятельную подготовку для получения прав, то логично попробовать покататься на снегоходе, чтобы понять технику и еще более убедиться в том, что это вам по душе. Со стороны  кажется, что управлять снежным мотоциклом просто и легко – летай себе, поднимая снежные бураны. Между тем даже неторопливый «Буран» (не говоря уже о реактивных «японцах») требует умения и наработанного навыка, иначе не миновать беды.

Соблюдать обязательно

Безусловный Запрет No 1: в состоянии даже легкого опьянения (любого рода) категорически запрещено приближаться к снегоходу.

Безусловный Запрет No 2: ездить по бесснежной поверхности, а также по очень плотному снегу и голому льду;

Безусловный Запрет No 3: не болтайте ногами, не вставайте в седле, не вставайте на него коленями – по крайней мере, пока вы в новичках.

До тех пор, пока не освоите науку снеговождения в совершенстве, и не получите прав, не стоит устраивать гонки, как минимум не обгонять впереди следующую машину. Перемещаясь колонной по два и более, не висите друг у друга на хвосте, пусть между вами будет как минимум 50 метров. Знаки инструктора или самого опытного ездока надо выполнять без промедления: поднятая левая рука – стоп,  она же влево – поворот  налево, согнутая в локте, поднятая вверх – поворот направо.

Экипировка

Правильная экипировка, особенно для новичка, крайне важна. Любое мероприятие на открытом воздухе в зимнее время представляет потенциальную угрозу для здоровья, и тем более езда на быстроходной машине. Итак, что требуется?

Прежде всего – шлем, защитные очки и перчатки. Эта триада необходима в совокупности. Про шлем, полагаем, распространяться ни к чему, и про защитные очки, а вот про перчатки напомним: они нужны. Массы неприятностей можно было бы избежать, если бы люди не забывали перчатки. Закоченевшие руки по определению не способны быстро и правильно реагировать даже на своевременный сигнал мозга. Очень важно проверить и подогнать все застежки, замки, ремни, молнии – даже ничтожнейшая деталь, отлетевшая на большой скорости, способна стать причиной несчастья.

Очевидно, что и зимняя водо- и ветронепроницаемая одежда необходима. С учетом скорости самой машины и ветра вам будет куда холоднее, чем как при простой ходьбе

И поехали!

Для обучения более всего подходит не спортивный, а бытовой, утилитарный снегоход (тот же «буран»). Вскакивать в седло нужды нет: надо сесть, освоиться, «обжиться», найти оптимальное положение. По классике идеальным считается посадка, когда руль – находится на расстоянии вытянутой руки, а ноги – на подножке (в зависимости от модели – в стременах).

Газ – справа, тормоз – слева. После старта двигателя, аккуратно включить передачу и постепенно поддавать газу. Давить не со всей силы, а плавно, резко возросшие обороты чреваты тем, что техника перевернется.

Поехали. И помните – покуда не наберетесь опыту, держите ноги на подножках, не занимайтесь лихачеством,  не маневрируйте резко. Готовясь к повороту, сбрасываем скорость, и:

•        на плотном, укатанном снегу – наклоняемся вперед, «нагружая» лыжу, увеличивая сцепление со снежной поверхностью, повышая тем самым устойчивость машины;

•        на рыхлом снегу достаточно немного наклониться в сторону поворота, машина сама войдет в него.

Торможение освоить нетрудно:

•        на рыхлом снегу просто сбросьте газ – машина остановится сама;

•        на плотном, укатанном снегу тормозите, как на льду без АБС, короткими аккуратными нажатиями на тормоз.

Вообще, тормоз применяют на склонах и для экстренной остановки. Снегоходы в силу технических особенностей почти не способны идти накатом, они сами почти тотчас снижают скорость.

Важные замечание: почувствовали, что под снежным покровом вода (т.н. водяная яма) - не тормозите, а, напротив, поддайте газу, отъезжайте как минимум на 500 м и лишь тогда можно остановиться. И, вообще, для остановки лучше выбирать плотный снеговой покров. Если снег глубокий и рыхлый, то разумнее развернуть машину, поставив ее на ее собственную лыжню, а уже потом останавливаться.

Алексей Журавлев

7 декабря 2018 / Вокруг Москвы
комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!