Array ( [category_id] => 68 [parent_id] => 0 [title] => Отдых и спорт [sort_order] => 0 [href] => /sport-i-otdykh [childs] => Array ( [69] => Array ( [category_id] => 69 [title] => Подмосковные путешествия [sort_order] => 0 [href] => /sport-i-otdykh/podmoskovnye-puteshestviya ) [70] => Array ( [category_id] => 70 [title] => Интересные места [sort_order] => 0 [href] => /sport-i-otdykh/interesnye-mesta ) [71] => Array ( [category_id] => 71 [title] => Еда [sort_order] => 0 [href] => /sport-i-otdykh/eda ) [72] => Array ( [category_id] => 72 [title] => Покупки [sort_order] => 0 [href] => /sport-i-otdykh/pokupki ) [73] => Array ( [category_id] => 73 [title] => Животные [sort_order] => 0 [href] => /sport-i-otdykh/zhivotnye ) [74] => Array ( [category_id] => 74 [title] => Спорт [sort_order] => 0 [href] => /sport-i-otdykh/all-sport ) [78] => Array ( [category_id] => 78 [title] => Экотуризм [sort_order] => 79 [href] => /sport-i-otdykh/ecotourism ) ) )
Интересные места 14 мая 2018

Абрамцево – самая русская усадьба Подмосковья

Несмотря на богатую историю, подмосковная усадьба Абрамцево в Сергиево-Посадском районе чаще всего связывается в нашей памяти с известным российским предпринимателем и меценатом С. И. Мамонтовым. Впервые она была упомянута в исторических документах XVI века как владение помещика Волынского, затем, в начале XVIII века, принадлежала подданному Петра I, Федору Головину, и наконец, сменив несколько хозяев, в 1834 году стала собственностью известного русского писателя С. Т. Аксакова.

В 1870 году, после смерти Аксакова, усадьба привлекла к себе внимание крупного промышленника Саввы Мамонтова. Они с женой, узнав о продаже имения, решили стать новыми хозяевами Абрамцева, в котором были написаны «Аленький цветочек», «Воспоминания» и «Семейная хроника», гостили Тургенев, Загоскин, Самарин, Щепкин и другие знаменитые деятели литературы и искусства, а Гоголь читал главу из «Мертвых душ».

Аксаковский дух этих мест, очаровавший Мамонтова, стал при покупке коронным доводом. Дом был в плохом состоянии и требовал ремонта. Никакой выгоды, кроме чудесных среднерусских пейзажей, хорошей охоты и рыбалки, небольшое имение на высоком берегу Вори не обещало. Савва Иванович приложил немало усилий, создавая новое Абрамцево: красивое, уютное, жизнерадостное. Он с упорством занялся восстановлением дома, сада и прекрасного каскадного парка, спускающего к пруду анфиладой террас.

Намоленное место

По мнению специалистов, в 1870-1890-х годах Абрамцево стало своеобразным центром творческой жизни Подмосковья. Кто-то из экскурсантов в своем отзыве назвал усадьбу Абрамцево «намоленным местом для русской литературы и живописи XIX-XX столетий», и это, пожалуй, очень близкое к истине определение. Именно здесь были заложены и разработаны принципы неорусского стиля в искусстве, ставшего частью отечественного модернизма.

Под гостеприимным кровом усадьбы Мамонтова жили и работали художники Репин, Васнецов, Суриков, брат и сестра Поленовы, Серов, Врубель, Коровин и многие другие. Здесь они создавали многие свои творения. В стенах Абрамцева написаны васнецовские «Три богатыря» и «Аленушка», «Девочка с персиками» Серова, моделью для которой стала дочь Мамонтовых – Вера, очаровательные поленовские пейзажи. Здесь, в непосредственной близости от Троице-Сергиевой лавры, сделаны зарисовки к «Видению отроку Варфоломею» Нестерова.

Содружество талантов, собиравшихся в усадьбе, называют «Абрамцевским художественным кружком», иногда – «мамонтовским». Кроме художников, в нем бывали музыканты и театральные деятели – Шаляпин, Станиславский, молодые актеры, начинающие художники и литераторы. Никаких уставов и уложений этот духовный союз не имел, да и не требовал: главным принципом, которым руководствовались создатели нового стиля, были соединение красоты и пользы в их творчестве, связь с народными традициями.

В Абрамцево успешно работали мастерские по искусству столярной резьбы (Е. Поленовой), керамики (М. Врубеля), возрождались древнерусское гончарное ремесло, ставились новаторские спектакли, создавались опережающие время архитектурные проекты. Вся эта кипучая деятельность приветствовалась и лелеялась Мамонтовым – человеком отменного вкуса, наделенным художественными способностями. Он умел быть первым зрителем, верным ценителем и поклонником.

Спасибо ему, что был таким…

Как личность, Мамонтов заслуживает особого внимания. Родившись в богатой купеческой семье, он не проявлял особой склонности к коммерции и неровно учился. Савву с детства отличало нежелание заниматься неинтересными для него предметами в пользу увлечений. Например, быстро и блестяще изучив немецкий язык, он мог одновременно пренебрегать латынью. Молодой Мамонтов был членом театрального кружка, брал уроки пения, запуская учебу в Санкт-Петербургском, а затем – Московском университете, где изучал юриспруденцию.

Он женился в возрасте 23 лет, выбрав супругу, разделяющую его интерес к искусству и ставшей его союзницей в организации Абрамцевского общества. Елизавета Григорьевна много читала и занималась музыкой, пела, активно участвовала в обустройстве усадьбы. Предпринимательская деятельность Мамонтова началась после смерти отца в 28-летнем возрасте и поначалу была вполне успешной, хотя заметного рвения к ней он не проявлял.

В 90-х годах Мамонтов разорился по множеству разных субъективных причин и даже отбывал срок в Таганской тюрьме. К счастью, знаменитый адвокат Ф. Н. Плевако сумел доказать его честность на суде и был награжден аплодисментами публики. Погасив долги, Савва Иванович поставил крест на коммерции и до конца остался верен искусству. Он скончался в Абрамцево в 1917 году и похоронен там же, в построенной им и расписанной Поленовым и Врубелем семейной церкви Спаса Нерукотворного.

«…Нынешние олигархи, наверное, посмеялись бы над тем, как «непрактично» он тратил свои барыши, вкладывая их в развитие русской живописи, музыки, театра, гончарное и резчицкое дело. Не яхты скупал, не в офшоры отправлял, не домики в Испании строил, а привечал художников и скульпторов, … открыл гончарную и столярную мастерскую... Ну не глупец ли? Спасибо ему, что был таким...» – сказал в отзыве один из посетителей Музея-заповедника «Абрамцево».

Абрамцево влюбляет раз и навсегда

«Настоящей русской усадьбой, успешно сохранившейся почти в оригинальном виде» назвал Абрамцево экскурсант Андрей Р. и добавил, что «в сохранении истинно русского духа и дома и парка, … вся суть этого места…» – «места отдохновения души».

Двухэтажный деревянный главный дом усадьбы – основа всего ансамбля, в котором сохранились интерьеры конца XIX–начала XX века, предметы быта, книги, картины, созданных в Абрамцево, личные вещи хозяев и гостей. Здесь расположены экспозиции, посвященные Аксакову и Мамонтову. В бывшей кухне поместья находится музей крестьянского быта. В небольшом домике с изящной резьбой – музей Поленова с картинами и эскизами. В подвале – действующая художественная мастерская, где можно взять урок мастер-класса. Количество экспонатов этого музея превышает 25 тыс. экземпляров.

Парк усадьбы – отдельное сокровище музея, о котором Игорь С., посетивший усадьбу летом 2017 года, написал: «Место влюбляет раз и навсегда, замечательный парк, уютные аллеи и огромные маки. Красота, да и только!». Абрамцево продолжает привлекать к себе взоры и сердца уже полтора века…

Наталья Аристова

комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!