Подмосковные путешествия 23 октября 2018

Зосимова пустынь – возрождение обители

 

Десять лет назад Зосимовой Пустыни – православной жемчужине Подмосковья - вернули ее славное имя. С тех пор областные, а после 2012 года – и столичные власти внимательно относятся к обители  и стремятся вернуть утраченное во времена богоборчества – земли, здания, и конечно, историческую и духовную значимость .

Памятники культурного наследия на территории Москвы с недавнего времени благодаря усилиям Мосгорнаследия  получают вторую жизнь . К концу 2018 году Зосимовой пустыни сделают царский подарок – ремонт и реставрацию четырех строений. Так сложилось,  что церкви и верующим  возвращают руины, но сейчас все по-иному: четыре объекта – дом причта, колокольня, хозяйственный корпус и дом с мезонином -  будут отреставрированы полностью. Без сомнения, сохранившиеся в пустыне строения важны и верующим,  и  почитателям духовной культуры страны, поскольку  признаны объектом культурного наследия. Есть хороший прецедент, который показал, что плодотворная совместная работа Минкульта и РПЦ по передаче последней Кирилло-Белозерской обители и Ферапонтова монастыря при желании вполне может обеспечить  удовлетворение культурных и музейных интересов с интересами православных.

Годы запустения

После революции много было сделано для того, чтобы словосочетание «Зосимова Пустынь» осталось лишь в названии полустанка по железнодорожной ветке Москва-Калуга. Процветавшая обитель, долгие годы созидаемая трудами и стараниями благотворителей и общины, была выпотрошена и разграблена: плодородные земли (многие из которых раскорчевывали сами монахини) экспроприированы, леса изъяты, помещения заселены лесорубами Москвотопа. Под предлогом борьбы с голодом у пустыни изъяли три пуда серебра – ризы с икон, крышки от Евангелий, лампады. 

 

Но как не старались новые варвары, крест с колокольни (которая «работала» водонапорной башней) сбросить не смогли. И ни вражеское нашествие (немецко-фашистские войска были остановлены перед Наро-Фоминском), ни  послевоенное советское равнодушие не смогли уничтожить обитель. Целительный Отчин колодец остался нетронутым, чудом сохранившись в каких-то ста метрах от железной дороги. И небольшая полоска елового леса по-прежнему стоит на страже безмолвия, заповеданного основателем монастыря – преподобным Зосимой.  

И все же бог хранил…

Справедливость требует заметить, что пустыни как-то «везло» с властями. Так, некий А. Котов, инструктор, составлявший в 1920-е отчет по итогам обследования «трудовой артели» Зосимова пустынь (так выживали многие монастыри после революции) с необъяснимой симпатией отмечает, что артель являет собой «идеал для всякого теоретика, строителя общественного хозяйства». А некий инспектор Мособластногоземотдела особо подчеркивает, что артель «аполитичная организация, придерживающаяся принципа “несть власть, аще не от Бога“» - явная попытка отвести удар от обители. Но что могли сделать отдельные добрые люди?Каменные дома отдали под общежитие для лесорубов, инвалидный дом, в т.ч. для душевнобольных, обезглавленный Троицкий собор использовался как клуб для гулянок и атеистических лекций, над местом упокоения святого Зосимы была устроена сцена. Одигитриевский собор был уничтожен. Долгие годы здесь располагался летний пионерлагерь Московского метрополитена - с бассейном, спортсооружениями и детскими площадками.

Новая жизнь незабытой святыни

Много воды и слез утекло с тех пор. Но после того, как «вдруг» выяснилось, что монастырь есть памятник архитектуры из Списка вновь выявленных памятников в 1982 году (а «выяснилось» это в 1995 году), процесс восстановления пошел. (И даже «всемогущий» столичный метрополитен был вынужден  восстановить кровлю на колокольне).

Ресурсы Московской области не позволяли произвести по-настоящему масштабную реконструкцию. Но после того, как эти земли вошли в состав Новой Москвы, появились и ресурсы, и возможности. В начале 2018-го был согласован проект реставрации на территории обители объектов культурного наследия регионального значения. И тут выяснилось, что снова «повезло» с понимающими чиновниками, осознающими ценность монастыря и необходимость его реставрации:«Затерянный среди лесов и болот монастырь Зосимова Пустынь, несмотря на позднюю дату возведения построек и значительные утраты, представляет собой интересный пример небольшого провинциального монастырского комплекса середины XIX – начала ХХ веков. Он живописно сочетается с пейзажем и является заметным ориентиром на местности», – отмечает  глава Департамента культурного наследия г. Москвы Алексей Емельянов.

 

Уже известно, что работы продлятся до конца года. До этого времени будет отреставрирована многострадальная колокольня – восстановят фасады и облицовку, наличники и оконные проемы. В доме с мезонином будут отреставрированы фасады и печи, восстановлены бывшие окна («работавшие» в советское время дверями). Для колясочников и вообще маломобильных граждан обустроят новое крыльцо. В хозяйственном корпусе также починят фасады, возведут каменное крыльцо с перилами, а также дверные проемы плотницкой работы. Дом причта обретет «дышащую» отмостку, а чердак излечат от «парникового эффекта». Алексей Емельянов пообещал, что при работах постараются сохранять подлинные материалы – но это возможно лишь там, где они сохранились. Так, на колокольне выявлены фрагменты первоначальных балок перекрытия и половые доски. Но ни росписи, ни элементы внутреннего убранства после стольких лет поругания не сохранились нигде. Хорошо еще, что остались постройки, которые еще можно восстановить, ведь по документам начала XX века в Зосимовой пустыни насчитывалось 57 строений...

Вернуться ли реликвии? 

С возвращением в обитель сестер «возвращаются» многие ее реликвии -  необыкновенная икона Божией Материи «Одигитрия», образ Казанской иконы Божией Матери, чудом сохранившейся из дореволюционного монастыря у местной жительницы, письма старца Зосимы, его прижизненные портреты, нарисованные его современницами-сестрами, рукоделия зосимовских сестер. Возможно, что недалек тот день, когда вернется в обитель сам преподобный – ведь при демонтаже сцены Троицкого собора открылся нарушенный склеп, в котором должны были находиться мощи преподобного, но гробница оказалась пустой. Где, кто, когда перезахоронил старца, и когда он вернется в свою обитель - пока неизвестно.

Дарья Ефимова

 

23 октября 2018 / Вокруг Москвы
комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!