Экология 11 сентября 2018

Потребитель доверяет экомаркировке

Потребитель доверяет экомаркировке

НП «Экологический союз» и Экобюро GREENS провели соцопрос жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Общественные организации выясняли, что руководит людьми, выбирающими экотовары.

Портрет потребителя, приобретающего экотовары, согласно опросу, выглядит так: высшее образование, возраст до 35 лет, род занятий – менеджер или фрилансер, молодой человек, получающий образование. Сфера интересов: путешествия, ЗОЖ, спорт, музыка, рукоделие и кулинария. В качестве основной причины покупки экотоваров называет заботу об окружающей среде, пользу для здоровья. Что характерно для образа жизни «экопотребителя»: ходит в магазин с экосумкой, ориентируется в экомаркировках, предпочитает экотовары другим, использует меньше пакетов, заботится об экономии электроэнергии и воды, поддерживает раздельный сбор мусора, сдает батарейки на утилизацию.

Экомаркировке доверяют!

Больше половины опрошенных (65,4%) хотят внести личный вклад в сохранение окружающей среды, примерно столько  же(62,4) хотят пользы для своего здоровья. Для половины опрошенных важен этический аспект: отсутствие тестов на животных и человеческие условия труда работников, занятых в производстве товара.

Любопытно, что у большинства опрошенных (78%) – большое доверие к официальной экомаркировке. Стоит отметить: хорошо разбираются в ее видах всего 23,4%. Очевидно, что в этом вопросе нужна большая просветительская работа Экологического союза и других общественных организаций, занятых темой экологии.

Не ошибемся, если скажем, что большая часть потребителей вообще, и тех, кто стремится покупать экологически чистую продукцию, в принципе не знакома с экомаркировками, реально признанными специалистами. Впрочем, хорошие шансы увеличить узнаваемость есть у экомаркировки «Листок жизни». Ёе, если верить опросу, знает 44,3%  опрошенных. Это российский знак, говорящий о том, что продукт оценен на экологическую чистоту по всему жизненному циклу: «от колыбели до могилы». Это экомаркировка признана международым экспертным сообществом. Участники соцопроса назвали еще целый ряд маркировок, которые они знают, что  очень отрадно! Среди них такие как: EU Ecolabel (36,3%), BDIH (36,55), EU Organic (35,3%) и ICEA (31,7%). Многие (36,9%), отметили маркировку FSC, которая указывает на использование сырья из источников с устойчивым лесопользованием.

Что кроме экомаркировки руководит выбором экологически ориентированного покупателя? 

Многочисленные телепрограммы научили нас изучать состав продукта: как считают опрошенные, чем он короче, тем чище продукт. Этого мнения придерживаются более 35% участников опроса.

Поскольку возраст опрошенных не превысил 35 лет, все они – продвинутые пользователи интернета, и информацию об экотоварах ищут в сети (более 43%), подписаны на тематические сообщества в соцсетях (более 36%), целенаправленно занимаются поиском зеленых полок в магазинах (более 34%). Да, и треть опрошенных «натыкаются» на экопродукты  и становятся их приверженцами случайно!

Что еще показал опрос Экологического союза? 90% его участников имеют и другие «зеленые» привычки: используют многоразовые пакеты, экономят воду и электроэнергию (64,5), собирают и сдают опасные отходы(67,4%).

Чего хочет потребитель и что ему мешает сделать предпочтение в сторону экотоваров?

Согласно данным опроса, больше всего людей заботит экологическая чистота продуктов питания (более 83%), бытовой химии(более 74%), косметики (почти 64%). Потребители хотели бы видеть экологическую маркировку на детских товарах, на обуви и одежде, на  материалах для строительства и ремонта, автомобильном транспорте и товарах для дома.

Главная причина, по которой люди не покупают экопродукцию – ее цена. В этом призналось более 65% опрошенных. Впрочем, среди осознанно выбравших путь экопотребления,  94%  готовы переплачивать за товар с экомаркировкой до 30%! Почти 64 % участников опроса отметили сложность в поиске такой продукции, а 45% говорят о засилье псевдоэкомаркировок. Это явление специалисты называют  гринвошинг  - экологическое позиционирование без достаточного на это основания, весьма характерное для российского рынка.

Об исследовании

Исследование, посвященное оценке экологической грамотности и интересов ответственных покупателей в выборе экотоваров, проведено в 2018 году методом онлайн-опроса среди 1 600 человек, проживающих большей частью в Москве и Санкт-Петербурге. Реализовано НП «Экологический союз» и Экобюро GREENS при поддержке Совета министров Северных Стран, интернет-СМИ, блогеров, медиа-площадок, общественных организаций, компаний, которые поддерживают идею ответственного потребления и сохранения природы для будущих поколений.

Елена Игорева

11 сентября 2018 / Вокруг Москвы
комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!